Медиа Про

Журнал про
работу на себя

Яндекс Лавка изнутри: как доставка продуктов от 10 минут стала реальной

Александра Зимина, автор

«Мы хотим, чтобы люди экономили своё время на покупке необходимых товаров и могли тратить его на более важные дела», — говорит руководитель дарксторов Яндекс Лавки в Москве Виталий Воронин. Мы встретились с нашим героем и выяснили, как устроена Лавка изнутри и какие возможности она даёт курьерам, сборщикам заказов и кладовщикам.

author

Виталий Воронин

Работает в Яндекс Лавке с 2020 года

Руководитель дарксторов Яндекс Лавки в Москве.

Сколько Лавок в Москве?

В мае 2020 года, когда я только пришёл в компанию, у нас было около 70 дарксторов Москве. На данный момент, спустя три года, их число достигло 248 и постоянно увеличивается. Соответственно, количество заказов также выросло.

Какие бывают Лавки?

Основной критерий разделения Лавок — это их размер. Все Лавки можно поделить на обычные и на Лавки XL с расширенным выбором. При этом даже Лавки из одной категории могут сильно отличаться по метражу, потому что у нас нет двух одинаковых помещений.

Кроме того, Лавки могут отличаться режимом работы. Есть круглосуточные Лавки, а есть обычные.

Сейчас в Москве не так много круглосуточных Лавок, как хотелось бы. Но мы постепенно наращиваем их количество, чтобы уже к концу этого года сократить время ночной доставки с 30–40 до 20 минут.

Как происходит открытие Лавки?

На начальном этапе, когда в городе появляются первые Лавки, мы находим хорошие локации и ищем подходящее помещение, которое отвечало бы нашим требованиям.

Требования обычно следующие: помещение должно быть площадью не менее 200 кв. м и наша деятельность не должна мешать соседям, будь то жильцы домов или другие предприятия. 

Потом наши аналитики рассчитывают локации для новых складов. Это делается таким образом, чтобы радиус доставки на велосипеде одной Лавки перехватывался радиусом другой Лавки. В среднем Лавки находятся примерно в 2 км друг от друга, а в центре и вовсе есть Лавки, которые расположены в 500 метрах друг от друга.

Если мы видим, что где-то время доставки превышает эталонные 8 минут, например из-за сложных дорожных развязок, мы пытаемся перекрыть этот район новой Лавкой. Потому что туда, куда курьер не может доставить заказ на велосипеде за 8 минут, заказ доставляется на автомобиле, а это уже совсем другой сервис.

Сейчас, по сути, покупатель из любой точки Москвы может сделать заказ из Лавки, причем 90% покрыто именно велодоставкой. На машине приходится доставлять только в 10% локаций, и мы постоянно работаем над тем, чтобы увеличивать зону велодоставки.

Сколько времени занимает открытие одной Лавки?

Если мы берём период между подписанием договора аренды и первым доставленным заказом — максимум месяц. Самый сложный этап идёт как раз до заключения договора аренды: непосредственно поиск необходимого помещения и заключение договора аренды на подходящих нам условиях. Бывает такое, что команде развития приходится перебирать по 30 помещений в той или иной зоне, чтобы найти идеальное.

Как быстро покупатели получают заказ?

Скорость доставки сильно зависит от времени года и удалённости адреса от Лавки. В среднем, если учитывать текущую сетку дарксторов в Москве и средний радиус доставки от Лавки до клиента, который составляет примерно 850 метров, курьер может спокойно доставить заказ за 11–12 минут.

Как составляется ассортимент товаров для Лавки?

Ассортимент зависит от формата Лавки — обычная или XL. Чем больше Лавка, тем больший ассортимент она может вместить. Кроме того, есть дополнительные элементы, например кухня. Если помещение позволяет и мы понимаем, что в этом районе это будет рентабельно, открываем в Лавке кухню, где готовятся горячие блюда. Это, разумеется, тоже влияет на ассортимент.

Определяя ассортимент, мы отвечаем на ключевой вопрос: что человеку может понадобиться прямо здесь и сейчас? Потому что мы рассматриваем Лавку скорее как сервис, который ежедневно обеспечивает покупателя продуктами, — аналог магазина у дома. Поэтому мы стараемся охватить весь перечень потребностей людей, начиная с элементарной воды. Например, сейчас летний сезон, и мы делаем акцент на воду, максимально расширяя ассортимент во всех Лавках. То же самое с мороженым. Параллельно с этим часть ассортимента мы постоянно пересматриваем. Например, летом в Лавках больше свежих овощей, чем замороженных.

Как часто происходит поставка товаров в Лавку?

Поставки в Лавку происходят каждый день, особенно если речь идёт о готовой еде. Но, разумеется, есть категории товаров, которые завозятся гораздо реже, например, с длительным сроком хранения.

Расчётом периодичности и содержания доставок занимается определённая система — Автозаказ. Она учитывает сроки хранения товаров, спрос на них, размеры помещения и полочного пространства, усилия сотрудников, логистику и десятки других факторов. Это делается для того, чтобы при оптимальных расходах на логистику необходимый товар всегда был в наличии, но при этом его не приходилось бы списывать по окончании сроков годности, нанося ущерб природе и нашей рентабельности. Мы постоянно совершенствуем этот механизм и ищем оптимальную модель.

Что есть в Лавке помимо продуктов питания?

Многое из того, что может понадобиться в моменте. Порезал палец — можно заказать пластырь. Перед выходом порвались колготки — они есть в Лавке. Друзья пришли в гости и неожиданно захотели кальян — мы доставим уголь, если рядом есть большая Лавка. В любой из таких ситуаций наши покупатели первым делом заходят в приложение и проверяют, есть ли это в ассортименте Лавки. Часто оказывается, что да, это есть. Ситуация спасена!

Что чаще всего заказывают в Лавке?

Прежде всего это вода. Дальше идут бананы, которые, как правило, находятся в топ-5 в любом ретейле. Потом это ассортимент готовой еды — назову целый раздел, потому что перечень товаров в нём постоянно обновляется. Сюда бы я также добавил туалетную бумагу и горячий кофе, который наши покупатели очень любят.

Ну и, как я уже говорил, мы приближается к сезону мороженого, которое точно попадёт в топ популярных товаров: донести мороженое из магазина домой при высоких температурах сложно, а курьеры могут это сделать достаточно быстро, сохранив при этом качество.

Какой путь проделывает каждый заказ?

После того как мы определились с ассортиментом и поставщик привёз  нам товар, кладовщики размещают его на местах хранения. Только после этого наш клиент начинает видеть товар в своём приложении и имеет возможность его заказать. Допустим, выбор сделан, заказ оплачен — что же происходит дальше?

В эту же секунду кладовщик получает на терминал сбора данных (ТСД) задачу по сбору этого заказа. В среднем заказ собирается около 3–4 минут, после чего упаковывается в пакет и распределяется конкретному курьеру, который в этот момент либо уже ожидает в Лавке, либо заканчивает доставку предыдущего заказа. Курьер забирает заказ в Лавке и передаёт его клиенту.

Как распределено пространство в Лавке?

Площадь Лавки распределяется примерно в следующих пропорциях:

  • стеллажное оборудование, сухая полка — 30%. Здесь лежит всё, что может храниться при комнатной температуре, в районе +18 градусов. Это вода, чипсы, крупы и прочее;

  • среднетемпературная камера — 20%. В этой камере поддерживается стабильная температура. Там хранится, например, молочная продукция и готовая еда;

  • морозильная камера — 20%. В ней продукты хранятся при температуре около -18 градусов. Это мороженое, замороженные овощи, ягоды и прочее;

  • холодильники для охлаждённого мяса — 20%. Мясо хранится в отдельных холодильниках, мы не кладем его в одну камеру, например, с мороженым;

  • служебное пространство — это оставшиеся 10%. Это места отдыха для сотрудников и курьеров, одно рабочее место для руководителя Лавки.

Какое расписание у курьеров, кладовщиков и сборщиков заказов?

Курьеры более гибкие в вопросах расписания доставок и привязке к конкретной Лавке, чем кладовщики или сборщики заказов: они могут хоть каждый день брать слоты в новой Лавке или доставлять заказы только на выходных. На деле же курьеры, как правило, привыкают к одной Лавке. Им проще и быстрее доставлять заказы в одном районе, который они хорошо знают. 

С кладовщиками и сборщиками изначально ситуация иная: они привязаны к конкретной Лавке, имеют заранее определённое расписание, как правило, 5/2. Но мы всегда стараемся договариваться о расписании в индивидуальном порядке, чтобы оно было удобно всем.

Более того, наличие заранее оговорённого расписания для кладовщиков является скорее преимуществом: это дарит определённую стабильность. Ты точно знаешь, что и завтра, и послезавтра, и через месяц ты сможешь получить доход, на который рассчитываешь.

Из чего складывается доход?

Доход сборщиков формируется из фиксированной части (по данным партнёров Яндекс Лавки, это 230 рублей в час) и премии (4 000 или 6 000 рублей в месяц зависимости от размера Лавки), которая выдаётся за качество и скорость сборки заказов. Если ты собираешь более-менее быстро, значит, ты точно можешь рассчитывать на премию: для этого необязательно быть супербыстрым и ставить какие-то рекорды, достаточно лишь элементарно ориентироваться на складе.

Если мы говорим про среднестатистического сборщика заказов, то при расписании 5/2 по 8 часов в день он может спокойно получать на руки до 50 000 рублей в месяц. Если сборщик по каким-то причинам сотрудничает с нами больше, то, соответственно, за каждый час работы он получает дополнительные деньги и повышает свой доход.

Из чего складывается доход самозанятых курьеров в Лавке?

Доход курьеров складывается из нескольких частей:

  • 170 рублей за час на слоте, которые курьер получит вне зависимости от количества заказов;

  • 20 рублей за доставку каждого заказа менее 15 кг — сумма отличается в зависимости от города;

  • 50 рублей за доставку заказа весом от 15 до 25 кг (действует не во всех городах). Курьер имеет право отказаться от тяжёлого заказа, но если он его всё-таки берет, то получает доплату 50 рублей сверх стандартных 20 рублей, то есть всего 70 рублей за заказ. Заказы тяжелее 25 кг автоматически доставляются на машине и даже не предлагаются курьерам на велосипеде;

  • 10 рублей за каждый час выполнения заказов на своём велосипеде. У нас есть Лавки, где 100% курьеров используют личные велосипеды. Это выгодно не только дополнительным доходом, но и собственным комфортом: свой велосипед можно подстроить полностью под себя. При этом мы хотим, чтобы любой курьер мог взять слот в Лавке, даже не имея своего велосипеда. Поэтому в Лавках в среднем всегда есть 15–20 велосипедов для курьеров.

Какие бонусы для курьеров, кладовщиков и сборщиков заказов есть в Лавке?

Во-первых, все партнёры Лавки могут использовать самовывоз: делать заказ в приложении и не платить за доставку.

Во-вторых, они получают скидку 15% на любой товар из Лавки стоимостью меньше 1 000 рублей.

В-третьих, курьеры и сборщики получают дополнительную скидку на некоторые категории товаров, например, американо 300 мл для любого нашего партнёра будет стоить 49 рублей.

В-четвертых, партнёры могут покупать продукты с распродажи со скидкой до 50%, есть скидки на обеды. 

Наконец, они могут покупать по специальной цене товары, ориентированные на использование на слоте. Обычные покупатели даже не видят их в приложении. Эта продукция в большей степени ориентирована на курьеров, но доступна и другим партнёрам. Это пауэрбанки, фонарики, балаклавы и так далее — ассортимент постоянно расширяется. Эти товары предлагаются нашим партнёрам гораздо дешевле, чем где-либо: например, хороший пауэрбанк можно купить за 400 или 600 рублей.

Можно ли профессионально расти внутри Лавки?

Лавка даёт большие возможности для роста. Я знаю множество примеров, когда самозанятые курьеры переходили к партнёрам и занимались сборкой заказов, а кладовщики или курьеры становились сотрудниками Яндекса (например, заместителями директора, а потом и директорами). Возможности для роста есть, роли могут меняться. Главное — усилия.

Вопросы автору
Когда вы отправите нам вопрос, он попадёт на модерацию. Автор ответит на него в течение 3-х дней. Вопрос и ответ будут видны под статьей. Мы стараемся отбирать самые интересные вопросы, чтобы ответить на них в первую очередь.

Напишите ваш вопрос

Ещё по теме

Быть курьером значит всегда быть в движении: истории курьеров 60+

Интервью с курьером: «Я нашла для себя свободу и доход»

«Получаю до 100 000 рублей в месяц»: личный опыт курьера доставки

Какая экипировка пригодится велокурьеру

Как увеличить свой доход с помощью электровелосипеда: интервью с курьерами, которые выполняют заказы из Лавки

Как выбрать надёжный велосипед для доставок: советы от велокурьеров