Эти курьеры-эксперты уже давали советы о выборе бюджетных и надёжных велосипедов для доставок. Если вы ещё не нашли для себя подходящий, посмотрите, что они рекомендуют.
Велошлем
ПДД не обязывают носить шлем, но с ним безопаснее. При любом столкновении шлем принимает на себя большую часть удара.
Всего есть три разновидности шлемов:
Кросс-кантри — вытянутой формы, лёгкий и со множеством отверстий для вентиляции. Не мешает набирать скорость, даёт средний уровень защиты.
Шлем-котелок — круглой формы, более плотной и тяжёлой конструкции. Даёт больше защиты при относительном удобстве, но выбирать нужно строго под размер головы.
Фулфейс закрывает от повреждений всю голову и челюсть. Тяжёлый и массивный, без вентиляции, но даёт максимальную защиту.
Чтобы сравнивать было проще, мы собрали все особенности в одну таблицу.
Шлем не должен сдавливать голову и соскальзывать. Внутри не должно быть неудобных выступающих частей, а потоки воздуха от отверстий проходят по краям. Носить шлем лучше строго по инструкции, чтобы он не натирал и не мешал обзору.
Примерно 40% велокурьеров, которых я знаю, пользуются шлемом. И это правильно: если разбить коленку, ногу или локоть — всё заживет, но один удар головой об асфальт может оказаться критическим.
Я собираюсь в ближайшее время купить себе такой шлем-котелок — он удобный, достаточно лёгкий и не закрывает обзор. Жалею, что до сих пор не сделал этого.
Читателям рекомендую пару лёгких универсальных шлемов фирмы STG — MV-29 и MA-2.
Шлем фулфейс или мотоциклетный кажется мне непрактичным. Мы ведь только 60–70% времени проводим на велосипеде, а остальное — ожидание заказа или общение с получателем, и там шлем лучше снимать.
Удобная одежда
Выбор одежды зависит от местности и погоды. Главное — ваш комфорт. Несколько часов доставок в неудобной одежде — это испорченное настроение, натёртая кожа и т. д.
На что обратить внимание, чтобы подобрать удобный комплект одежды:
вентиляция — ткань должна дышать, чтобы не было жарко и душно;
влагоотдача — чтобы одежда быстро высыхала и не скользила мокрой тряпкой по коже;
удобный крой — чтобы нигде не натирало, не врезалось и не сдавливало.
На велосипеде быстро согреваешься, поэтому одеваться нужно легче, чем для пеших прогулок. Удобно одеваться слоями: например, весной можно носить футболку поло, кофту и дождевик. Стало жарко — снять кофту и убрать в специальные боковые карманы термосумки, холодно — достать и надеть.
Можно приобрести специальную спортивную велоодежду, но не забывайте, что велокурьер на доставках общается с людьми. Их могут смутить удобные велотрусы — и останется неприятное мнение о сервисе и курьерах.
Подбор одежды — вопрос индивидуальный, и важно, чтобы в ней было комфортно. Я работаю в обычной повседневной одежде, мне в ней удобно. Летом, когда жарко, ношу шорты, в остальное время чаще всего я надеваю практичные неплотные штаны из синтетики. Зимой тоже в них, но обязательно с термобельём. Мне так теплее и удобнее, чем в штанах, плотно набитых утеплителем.
Курьеры, которые профессионально занимаются велоспортом, надевают велотрусы и велошорты — эта одежда хорошо защищает от натираний. Они рекомендуют обязательно брать велоформу из специальных материалов. Но мы катаемся на небольшие расстояния в городе и на велосипеде проводим не так уж много времени. За 12 часов велокурьер с перерывами накатывает 40–60 километров — это не космические цифры.
Поэтому я считаю, что обычная одежда лучше. Например, у меня есть удобные брюки, которые выглядят прилично и неспортивно, достаточно эластичные, но не обтягивают. Ношу мягкую рубашку навыпуск — так она не сковывает движения. Ещё важно, чтобы вещи не были слишком свободными — не цеплялись за велосипед. Вот и все секреты.
Мы доставляем заказы, поэтому должны выглядеть аккуратно. Клиента может смутить, что к нему приехал потный велосипедист в велоформе и очках. Также специальная одежда заметно дороже обычной.
Я ношу на слотах экипировку Яндекс Еда — так показываю, что официально сотрудничаю с сервисом. Обычно это жёлтый плащ или футболка поло.
Без дождевика в плохую погоду кататься не советую. Он также спасает от грязи, особенно если нет брызговиков на велосипеде.
Обувь
Нужно подобрать обувь, в которой будет одинаково удобно крутить педали и идти пешком. Специальная велообувь курьеру не подойдёт — у неё жёсткая подошва для снижения нагрузки на стопу, фиксаторы и шипы для контакта с педалями. Для велосипеда такие кроссовки идеальны, но ходить в них тяжело.
Лучше выбирать удобную повседневную обувь по нескольким параметрам:
подходящий размер — ногу не сдавливает, она не болтается в обуви;
с хорошей шнуровкой — фиксирует обувь на стопе, но не пережимает кровоток;
по погоде — водоотталкивающая в дождь, с вентиляцией в жаркие дни;
с подошвой средней жёсткости и протектором — снизит нагрузку на стопу, удерживает ногу на педали, но не мешает ходить.
Можно выбрать среди моделей для тренировок или активного отдыха. Не рассматривайте шлёпанцы или обувь без задников — она будет слетать и болтаться на ноге, может зацепиться за педали, не защитит ступню.
Идеально — и полезно для здоровья — подойдёт ортопедическая обувь. Также подходят любые хорошие кроссовки с жёсткой подошвой. У меня были с мягкой, но они быстро протерлись, буквально до дыр. Больше такие не покупал и не рекомендую. Обувь — дело индивидуальное, но для доставок не подходят шлёпки или босоножки.
Я ношу самые обычные спортивные кроссовки. Мне удобна обувь на средней или мягкой подошве — так меньше устают ноги на велосипеде, да и пешком ходить проще.
Очень важна вентиляция, поэтому в кедах или «конверсах» выходить на слот не стоит. Лучше кроссовки — дышащие, лёгкие, без выпирающих частей, чтобы не цепляться за цепь. Хорошо, если тёмные, они не будут сильно пачкаться.
Точно не стоит надевать открытую обувь и обувь без задников — это неудобно и небезопасно.
Велосипедные очки
Очки защищают глаза от солнечных лучей, слепящих фар, брызг, насекомых, пыли и песка. Велосипедные очки обычно покрыты специальным напылением для увеличения яркости, контрастности и чёткости вида, а также для защиты от дождевых капель.
Что должно быть у хороших очков:
мягкие и прочные заушники — такие будут хорошо держаться на голове, но не натирать;
удобные носовые упоры — в идеале прорезиненные, с возможностью индивидуальной настройки — так они лучше держатся на лице;
защита от ультрафиолета и света фар, чтобы солнце и машины не слепили в дороге;
линзы из поликарбоната — не разбиваются на мелкие осколки и менее травмоопасны в случае ДТП;
антифогное покрытие защитит от запотевания.
Давайте сравним обычные солнцезащитные очки и специальные велосипедные в таблице.
Вообще, велоочки — полезная вещь. Это удобно и аэродинамично, они более затенённые и не бликуют на солнце, защищают от пыли и насекомых, имеют покрытие от дождя и тумана. Например, мои очки запотевают в дождь, и из-за этого мне приходится ездить медленнее и регулярно их протирать.
Балаклава или шарф, способный её заменить
Балаклава закрывает шею и голову — это помогает защититься от переохлаждения, ветра, пыли и грязи.
Материалы балаклав разные, но здесь стоит выбирать в зависимости от погоды. Материал можно посмотреть на ярлыке изделия или в описании карточки товара перед покупкой.
Относительно универсальный вариант — балаклава из виндстоппера или неопрена с откидной частью для носа и рта. В такой будет максимально комфортно.
При выборе проверяйте, как балаклава прилегает к лицу. Не должно быть торчащих, отходящих от лица краёв, и при этом материал не должен давить.
Олег Анисимов выбрал для себя самое простое решение. «Балаклавой я не пользовался, но всегда надеваю шарф — самый простой, но широкий. Такой хорошо заменяет балаклаву, и его удобно носить», — рассказал Олег Анисимов.
Владимир не может носить балаклаву из-за слабого зрения и очков, поэтому тоже пользуется шарфом. «Балаклава, конечно, помогает, если не носишь очки. Я не могу ею пользоваться, но в целом она может играть роль подшлемника, защищать голову и оставлять только место для глаз. Я пользуюсь шарфом. Лицо может привыкнуть к холоду и ветру, а горло быстро простывает. С шарфом можно защититься и не простывать. А если станет жарко, можно ослабить шарф и не заболеть», — пояснил Владимир Палванов.
Перчатки
Поездка на велосипеде нагружает пальцы и руки. Вибрации руля, усилия на управление велосипедом — всё это в комплексе может привести к мозолям или травмам при падении из-за недостаточно хорошего торможения.
Перчатки помогают:
разгрузить руки;
защитить кожу от повреждений и мозолей;
не дать пальцам онеметь от долгой езды и улучшить циркуляцию крови за счёт сохранения тепла;
улучшить сцепление с рулём;
впитывать влагу со вспотевших ладоней.
Перчатки бывают без пальцев, с короткими пальцами или полноразмерные — выбор зависит от того, что комфортнее лично вам.
При покупке следите, чтобы перчатки не были слишком узкими или широкими. Они должны плотно сидеть на руке, но не давить и не болтаться.
Без перчаток не катаюсь, так как даже на самокате могу сильно натереть руки. Пользуюсь обычными перчатками без пальцев из киоска в переходе метро. Думаю, брать можно что угодно, главное, чтобы перчатки были удобными. В «Спортмастере» есть специальные перчатки для езды, но я не покупал.
Я катаюсь без перчаток, так как у меня не натираются руки. Но в принципе перчатки — полезная часть экипировки.
Велокурьер — не спортсмен, поэтому необязательно покупать дорогие перчатки. Достаточно взять без пальцев, тканевые или специальные, но недорогие. Желательно, чтобы внутренняя часть была из хлопка или какой-то мягкой синтетики. Когда были ковидные ограничения, я катался в перчатках из эластана — это было удобно.
Рекомендую перчатки без пальцев или такие, у которых пальцы отстёгиваются, — так проще пользоваться телефоном, смотреть маршрут и принимать заказ.
Важно подобрать модель по размеру — не слишком прилегающие и не слишком плотные. Так перчатки не будут болтаться или натирать и давить.
Светоотражатели на одежде
Согласно ПДД, у каждого велосипедиста должны быть световозвращающие жилетки или нашивки на одежде. Это помогает избежать ДТП в тёмное время суток, во время тумана или осадков, особенно за городом или на неосвещённой дороге.
Светоотражающий элемент может быть в виде браслета на руке, наклеек на одежде или вшитых в одежду элементов. Также на велосипеде должны быть катафоты — штуки, похожие на фары, но на деле просто отражающие свет.
Я бы советовал пользоваться светоотражателями и пешим курьерам — рекомендую носить любую одежду, на которой они есть. Также это делает велосипедистов и самокатчиков заметнее на дороге. Например, на моей ветровке на рукавах и спине вшиты светоотражающие полосы.
Конечно, светоотражатели очень важны. На моей форме и сумке они уже есть, поэтому дополнительные я никуда не пришивал. Если надеваю поло вместо плаща, то на руки защёлкиваю специальные катафоты-браслеты. Очень важно, чтобы ночью меня было хорошо видно водителям.
Итак, по закону велосипедисту обязательны только светоотражатели, но велокурьеру важно заботиться о безопасности и удобстве. В первую очередь лучше задуматься о покупке шлема для повышения безопасности и удобной одежде для более комфортной доставки. При желании можно приобрести специальные очки и подходящую для доставки обувь, балаклаву и перчатки, но здесь всё зависит от вашего комфорта и пожеланий.