Заряжать аккумулятор автомобиля можно двумя способами: постоянным током или постоянным напряжением. Но многие современные зарядные устройства используют комбинированный метод. В среднем для заряда батареи нужно около 10–12 часов.
Когда нужно заряжать
Аккумуляторная батарея (АКБ) снабжает энергией стартер, который запускает двигатель, а при отключённом моторе позволяет работать светотехнике и мультимедиа автомобиля. Что способно вызвать разряд или недозаряд аккумулятора?
Длительный простой. Это вредно для аккумуляторов. Если батарея стоит без подзарядки больше трёх месяцев, то с 90%-й вероятностью он разрядится.
Возраст. Три-четыре года — критическая величина для среднестатистического свинцово-кислотного аккумулятора.
Частые поездки на короткие расстояния. При коротких поездках генератор автомобиля не успевает подзарядить аккумуляторную батарею. Кроме того, такая эксплуатация ускоряет процесс старения АКБ. Ситуация усугубляется в мороз, когда химические процессы в аккумуляторе замедляются.
Неисправность электросети автомобиля.
Включённые лампочки или музыка. Если вечером выключить двигатель, но оставить включённую медиасистему или фары, то утром батарея будет разряжена.
Как проверить состояние аккумулятора
В целях профилактики (особенно перед наступлением холодов) рекомендуется периодически проводить «чекап» аккумуляторной батареи, в том числе необслуживаемых и не требующих доливки дистиллированной воды в течение всего срока службы. Для этого потребуется:
Ареометр. Этот прибор позволяет измерить плотность электролита в банках (отсеках). В климатических условиях средней полосы России оптимальный показатель — 1,27 г/см³. В южных регионах плотность может быть менее 1,25 г/см³, а на Крайнем Севере должна быть 1,29–1,35 г/см³, чтобы батарея не замёрзла. Необслуживаемые АКБ иногда имеют встроенные ареометры, которые принято называть «лампочками». Зелёный цвет шарика-поплавка означает, что батарея полностью заряжена. Чёрный (или белый в зависимости от конструкции индикатора) — низкий уровень электролита или заряда. Красный — критически низкий уровень электролита.
Мультиметр для измерения напряжения на клеммах. Нормальное напряжение у аккумулятора легкового автомобиля — 12,6–12,7 В. При меньших значениях рекомендуется подзарядить батарею. Чтобы показания мультиметра не были завышенными, измерение напряжения нужно проводить примерно через 10 часов после отключения двигателя.
Нагрузочная вилка для более точного измерения напряжения на клеммах аккумулятора. Батарею надо заряжать, если через 5 секунд после подключения нагрузочной вилки напряжение опускается ниже 10 В.
Оборудование для зарядки аккумулятора: какое выбрать
Для зарядки аккумуляторов можно использовать устройства двух типов:
Трансформаторные. Средняя цена таких устройств — около 3 000 рублей.
Импульсные. Они компактнее и могут предложить бонусы в виде высокой степени автоматизации, а также защитных механизмов от переполюсовки, короткого замыкания, перезаряда. Стоимость таких зарядных устройств — от 1 000 до 10 000 рублей за универсальные многофункциональные приборы, которые способны реанимировать как свинцово-кислотные, так и высокотехнологичные AGM и гелевые АКБ.
При выборе ЗУ для конкретной модели автомобиля проверьте:
Соответствие напряжению аккумуляторной батареи вашей машины (12 В или 24 В).
Способность выдавать требуемое для зарядки напряжение. Так, некоторым батареям необходимо напряжение в 16–16,5 В, что по силам не всем зарядным устройствам.
Способность выдавать требуемую силу тока. Чтобы её узнать, нужно ёмкость аккумулятора (выраженную в ампер-часах) поделить на 10. Полученное число будет минимально необходимым значением силы тока в амперах.
Наличие у зарядного устройства режима десульфатации. Он поможет очистить пластины АКБ от сульфатов свинца, снижающих работоспособность батареи.
Наличие у зарядного устройства индикации ёмкости аккумулятора. Всегда полезно знать, насколько и как быстро пополнился заряд батареи.
Что касается срока гарантии, то для зарядного устройства любого типа он обычно составляет один год.
Подготовка к зарядке
Жидкий электролит, которым заполнены банки аккумуляторов свинцово-кислотного типа, — это химически агрессивное вещество, к тому же выделяющее при зарядке АКБ горючие газы. Потому необходимо соблюдать правила техники безопасности:
проводите обслуживание батареи в хорошо проветриваемых помещениях;
используйте защитные очки и перчатки;
не допускайте наличия источников искрения и открытого огня рядом с аккумулятором;
отключите зажигание и всё бортовое электрооборудование автомобиля, если АКБ не демонтирована на время зарядки.
Есть аргументы и в пользу того, чтобы снимать батарею для зарядки:
Часто аккумулятор требует обслуживания в холодное время года, и если гараж неотапливаемый или вообще отсутствует, то для ускорения зарядки имеет смысл перенести его в тёплое помещение.
Загрязнения батареи усиливают её саморазряд. Очистить проще снятую АКБ. Масло и окислы с клемм удаляются металлической щёткой, а корпус стоит протереть тряпкой, смоченной в 10%-м растворе соды или нашатыря.
Подзарядки могут потребовать любые АКБ. Если пробки банок съёмные, то их необходимо выкрутить по двум причинам:
для обеспечения свободного отвода паров электролита, которые интенсивно образуются при зарядке;
для долива в банки АКБ дистиллированной воды при недостаточном уровне электролита.
Для предотвращения взрыва необслуживаемых батарей, у которых отсутствуют пробки банок, надо убедиться в отсутствии засора газоотводной трубки аккумулятора и при необходимости прочистить её. Кроме того, потребуется зарядное устройство, автоматически поддерживающее установленное компанией-производителем напряжение и отключающееся при полном заряде аккумулятора.
Способы зарядки аккумулятора
Есть несколько правил при зарядке.
Перед началом процедуры зарядное устройство должно быть отключено от сети.
Убедившись в этом, подключаем красный провод зарядного устройства к «плюсовой» клемме АКБ, а чёрный — к «минусовой».
Включаем зарядное устройство в сеть. По завершении процедуры отключение происходит в обратном порядке.
Выбор метода зарядки — за вами. У каждого способа есть свои сильные и слабые стороны.
1. Подзарядка постоянным напряжением.
Плюсы зарядки АКБ постоянным напряжением:
Естественность для батареи. На автомобиле аккумулятор заряжается именно так.
Простота. Задается лишь величина напряжения, выдаваемого зарядным устройством.
Минусы зарядки АКБ постоянным напряжением:
Невозможность зарядить батарею более чем на 90–95%.
Большая (до суток) длительность процесса.
Сильный нагрев аккумулятора в начале зарядки.
2. Подзарядка постоянным током.
Плюсы зарядки АКБ постоянным током:
Данный метод обеспечивает полную подзарядку аккумулятора.
Требует меньше времени (около 10 часов при выборе оптимальной силы тока).
Минусы зарядки АКБ постоянным током:
Высокая чувствительность к параметру силы тока. Отклонение в ту или иную сторону от оптимальной величины ведёт к заметному увеличению времени зарядки или недозаряду аккумулятора.
Процесс неодноступенчатый и требующий контроля. Сначала силу тока устанавливают численно равной 1/10 номинальной ёмкости (например, 5,5 А при 55 А·ч). Как только напряжение на клеммах батареи достигает 14,4 В, силу тока необходимо уменьшить вдвое.
Высокий риск «выкипания» аккумулятора из-за обильного газовыделения при зарядке. Именно поэтому данный способ не рекомендуется для необслуживаемых батарей без пробок банок. Правда, риск взрыва таких АКБ можно существенно уменьшить, если выбрать силу тока, которая численно равна не более чем 1/20 от ёмкости аккумулятора в ампер-часах, но это существенно удлинит процесс зарядки.
3. Комбинированный метод зарядки.
Первая фаза зарядки выполняется постоянным током, а как только батарея восполняет свой энергозапас на 50–60%, следует автоматическое переключение в режим зарядки постоянным напряжением. На использование такого способа зарядки рассчитано большинство импульсных зарядных устройств.
Сколько времени нужно заряжать аккумулятор автомобиля
Всё зависит от состояния аккумулятора. Самый длительный (25–50 часов) — это первый заряд новенькой батареи. Сильно разряженным подержанным аккумуляторам для пополнения энергозапаса требуется 10–16 часов.
Примерное время заряда аккумулятора легковых автомобилей (при силе тока 10% от ёмкости АКБ):
100% заряд — 0 часов
90% — 2 часа
80% — 4 часа
70% — 6 часов
60% — 8 часов
50% — 10 часов
40% — 13 часов
30% — 16 часов
20% — 20 часов
10% — 24 часа
Стоит ли бояться кипения аккумулятора при зарядке
Кипение АКБ свинцово-кислотного типа — это появление пузырьков газа в электролите, которое служит индикатором приближения заряда к максимуму. Однако стоит обратить внимание на время начала кипения:
Появление пузырьков через 5–8 часов после начала зарядки свидетельствует об исправности аккумулятора. После этого подзарядка продолжается ещё около трёх часов. Слишком бурное кипение останавливают уменьшением тока заряда.
Начало кипения во всех или нескольких банках вскоре после начала зарядки говорит о том, что аккумулятор нуждается в замене.
Продолжение кипения после отключения зарядного устройства — признак перезаряда АКБ.
Итог
Аккумуляторам всех типов может потребоваться подзарядка.
Периодически проверяйте состояние аккумулятора автомобиля, особенно перед наступлением холодов.
Подбирайте зарядные устройства с учётом характеристик аккумуляторной батареи.
При зарядке АКБ соблюдайте правила техники безопасности.
Для необслуживаемых батарей без пробок банок предпочтительнее зарядка постоянным напряжением.
Обращайте внимание на то, когда аккумулятор кипит. Это хороший индикатор состояния батареи.
Лучший способ зарядки — от генератора автомобиля.