Что такое гидроудар
Гидроудар двигателя — это ударное воздействие на элементы шатунно-поршневой группы (ШПГ), вызванное попаданием воды в камеру сгорания при работе ДВС. Гидроудар возникает из-за того, что вода в отличие от воздуха и рабочей смеси практически не сжимаема, а идущий вверх поршень толкает её в направлении клапанов, что приводит к печальным последствиям.
Когда возникает гидроудар
Гидроудар возникает при проезде глубоких водных преград, будь то брод, канава или лужа. В этом случае вода попадает в воздухозаборник двигателя, далее в воздушный фильтр, а затем через впускной коллектор в цилиндры двигателя. Есть три главных фактора, которые влияют на риск возникновения гидроудара.
1. Глубина водной преграды. Чем канава глубже, тем выше шансов, что вода попадёт в двигатель.
2. Место расположения воздухозаборника двигателя. Чем он выше, чем меньше шансов, что вода в него попадёт. Именно поэтому риск поймать гидроудар на более низких легковых автомобилях выше, чем на больших и высоких внедорожниках.
3. Скорость преодоления водной преграды. Если ехать слишком быстро, то даже в неглубокой канаве вода может залить капот и попасть в двигатель.
Признаки гидроудара
Картина будет различной в зависимости от количества воды, попавшей в двигатель:
Если в двигатель попало много воды, то он просто резко заглохнет. Впрочем, такой же эффект дадут залитые проводка и датчики двигателя.
Если в цилиндрах оказалось мало воды, то мотор не заглохнет, но при этом возможно появление едва заметного стука. Различить его непросто, да и возникает этот звук не всегда.
Поэтому самый простой способ оценить риск получения гидроудара — проверка воздушного фильтра. Он всегда оказывается на пути воды в цилиндры. Если фильтр мокрый, это очень тревожный знак. У бензиновых двигателей можно проверить и свечи зажигания. В нормальной ситуации на них не должно быть влаги.
Что делать при гидроударе
Если при преодолении водной преграды двигатель заглох с сильной встряской, необходимо:
Незамедлительно выключить зажигание.
Не пытаться завести двигатель вновь.
Включить сигнал аварийной остановки.
Затянуть механический стояночный тормоз. Если у автомобиля электромеханический стояночный тормоз, из-за риска его отказа в глубокой воде лучше фиксировать машину рабочим тормозом.
Включить нейтральную передачу.
Постараться вытащить автомобиль на сухое место с помощью буксира.
В городе и на трассе выставить знак аварийной остановки.
Проверить воздушный фильтр, а у автомобилей с бензиновыми двигателями ещё и свечи зажигания. Если они мокрые, чтобы не усугубить ситуацию, лучше вызвать эвакуатор.
Доставить автомобиль в техцентр для проведения диагностики двигателя, его тщательной просушки и возможного ремонта. Подобным же образом следует поступить после выезда на сухое место, если двигатель не заглох, но глубина водной преграды заставляет предположить возможность получения гидроудара.
Последствия гидроудара
Если двигатель — например, из-за отказа залитого датчика — заглох до момента, когда вода проникла в цилиндры, то гидроудара не произошло. В этом случае достаточно заменить воздушный фильтр и тщательно (лучше в течение суток) просушить двигатель.
Если гидроудар произошёл, это может иметь следующие последствия:
Деформация шатунов
Повреждение поршней
Повреждение вкладышей коленвала и самого коленвала
Обрыв ремня или цепи газораспределительного механизма и загиб клапанов
Повреждение прокладки блока цилиндров
Разрыв блока цилиндров
Из-за особенностей процесса воспламенения рабочей смеси вероятность серьёзных повреждений вследствие гидроудара особенно высока у дизельных моторов.
Но даже если визуальный осмотр не выявил последствия гидроудара, расслабляться не стоит. Минимальных деформаций в подвижных элементах шатунно-поршневой группы достаточно, чтобы вызвать их усталостное разрушение через несколько сотен, а то и тысяч километров пробега. Двигатель просто внезапно заклинит.
Ремонт двигателя после гидроудара
Для оценки размеров ущерба сначала проводится дефектовка двигателя с его частичной или полной разборкой. При выявлении повреждений специалисты рекомендуют менять всю шатунно-поршневую группу иногда вместе с блоком цилиндров, чтобы через короткое время не столкнуться с отложенными последствиями гидроудара.
В любом случае ремонт двигателя после гидроудара — операция дорогая. В зависимости от количества цилиндров и сложности конструкции ДВС затраты исчисляются десятками, а то и сотнями тысяч рублей. Может оказаться, что целесообразнее полностью заменить мотор.
Как избежать гидроудара
Избежать гидроудара позволит соблюдение ряда несложных правил.
На обычных легковых автомобилях не надо пытаться преодолевать сколько-нибудь глубокие водные преграды.
Если объезд невозможен (например, затопило тоннель), то следует оценить ситуацию. Например, можно посмотреть, как преодолевают проблемный участок другие автомобили аналогичного класса. Лучше остановиться и потерять какое-то время, чем рисковать получить гидроудар двигателя.
Преодолевать водную преграду надо двигаясь равномерно на небольшой скорости (около 10 км/ч). Сразу после заезда в воду лучше чуть притормозить и воздать волну, которая пойдёт впереди автомобиля. Следовать нужно строго за этой волной. Захлёст воды на капот должен быть исключен.
Опасную волну может поднять и другой автомобиль, поэтому проезжать затопленные участки нужно, выдерживая безопасную дистанцию, а в случае со встречным транспортом — по очереди.
На автомобилях с пневмоподвеской, позволяющей принудительно регулировать величину дорожного просвета, его следует максимально увеличить.
В случае с внедорожниками дополнительную защиту от гидроудара обеспечит установка специальных воздухозаборников двигателя, шноркелей.