Нормальное давление в шинах легкового автомобиля
Единой нормы сопротивления, с которым воздух давит на внутреннюю сторону колеса, не существует. Каждый производитель при конструировании модели сам решает, какое давление должно быть в колёсах автомобиля. И, учитывая этот показатель, настраивает подвеску, рулевое управление, тормозную систему и так далее. Поэтому опасно иметь как недокачанные, так и перекачанные автомобильные покрышки.
Обычно для современных легковых автомобилей в зависимости от марки и модели этот показатель колеблется в пределах 2,1–2,3 бара или атмосферы. Хотя бывают машины, где рекомендуется меньшее или, наоборот, большее оптимальное давление.
Информацию о сопротивлении, с которым воздушная среда давит на внутреннюю сторону резины в покрышках автомобиля, пишут на наклейке, находящуюся в зависимости от модели на крышке топливного бака, в бардачке, на багажнике или на стойке двери. Кроме того, эти данные обязательно есть в инструкции по эксплуатации транспортного средства. Обратите внимание, что норма давления в шинах для передних и задних колёс может отличаться.
Рекомендуемое давление в шинах зимой и летом
Нельзя сказать, что существует правильное давление в шинах для зимы или для лета. Всё зависит от рекомендаций производителя автомобиля и покрышек. Например, в компании Nokian говорят, что напор воздуха в зимних колёсах должен быть на 0,2 бара (20 кПа) выше рекомендуемого для летних колёс. Это связано с различной конструкцией зимней и летней резины и влиянием холода на сопротивление, с которым воздушная среда давит на внутреннюю сторону покрышки.
При проверке зимой напора воздуха на внутреннюю сторону резины следует учитывать, что делать это нужно не в тёплом гараже или автосервисе, а на улице.
Кстати, зимой водители могут столкнуться с ситуацией, когда им надо двигаться по сильно заснеженной трассе. На таком покрытии «бывалые» рекомендуют спускать напор воздуха в покрышках на 0,8–1 атмосферу. В этом случае пятно контакта покрышки с покрытием резко увеличится, а проходимость повысится.
Аналогичными методами можно повысить проходимость и летом при движении по грязи или песку. При этом важно помнить: долго на спущенных покрышках двигаться нельзя. Этот метод можно использовать лишь для преодоления относительно коротких участков. И, конечно, при выезде на твёрдое покрытие покрышки надо обязательно подкачать.
Чем опасно неправильное давление в шинах?
Считается, что если сопротивление, с которым воздушная среда давит на внутреннюю сторону колеса, меньше нормы на 20%, то срок службы покрышки снижается на 20%. А при снижении напора воздуха на 30% ресурс сокращается уже на 50%. Кроме того, от правильного напора зависят и многие характеристики авто, в том числе комфорт, управляемость, безопасность и надёжность. Ведь автомобиль со сдутыми или перекачанными колёсами хуже слушается руля, при проезде неровностей элементы подвески принимают на себя более сильные нагрузки, снижается и тормозная динамика.
Например, испытания немецкого автоклуба ADAC показали, что если напор воздуха в одной из передних покрышек на 1 бар (100 кПа) ниже рекомендованного, то тормозной путь на мокрой дороге увеличивается на 10 метров. А если меньше на 1 бар (100 кПа), то боковое сцепление резины снижается на 55%.
Главные признаки неправильного давления в шинах
Заметили, что автомобиль во время движения начинает вести в сторону или он стал хуже разгоняться? Тогда нужно сразу остановиться и проверить напор воздуха в покрышках.
Также признаками проблем с напором воздуха являются:
характерные «шлёпающие» звуки. Они говорят о том, что одно из колёс практически полностью сдулось. Есть риск разбортирования. Необходимо немедленно остановиться;
при повороте автомобиль начинает заходить по непривычной траектории;
автомобиль хуже реагирует на педаль газа;
после посещения автосервиса начало трясти автомобиль при проезде даже небольших неровностей. Видимо, покрышки перекачали.
Если давление ниже нормы
Чаще всего водители сталкиваются с ситуацией, когда сопротивление, с которым воздушная среда давит на внутреннюю сторону резины, ниже нормы. Обычно в этих случаях говорят, что «колесо спустило». Как мы уже говорили, иногда на немного спущенных колёсах можно ездить — это повышает проходимость. Однако длительная эксплуатация шин, которые даже немного спустили, приводит к тому, что:
резина усиленно изнашивается;
управляемость автомобиля становится хуже;
увеличивается расход топлива;
растёт риск появления эффекта аквапланирования при проезде луж.
Ну, а движение на полностью спущенном колесе, которое имеет менее 0,5 атмосферы, может привести к разбортированию покрышки. Часто это сопровождается тем, что резина получает сильные повреждения и ремонту не подлежит.
Почему шина теряет давление?
Естественным образом напор воздуха в шине может уменьшаться примерно на 0,076 бара в месяц (данные Michelin). Однако могут быть и другие причины падения давления:
прокол;
износ вентиля;
деформация диска.
Вне зависимости от причины падения этого показателя лучше немедленно подкачать шину и отправиться в автосервис.
Сколько можно проехать на спущенном колесе?
Можно ли доехать до шиномонтажа, если колесо спустило? Если визуально видно, что покрышка ещё не полностью сдулась, то дотянуть до ближайшего автосервиса можно. Но делать это надо только в крайнем случае — если есть возможность, то лучше всего поставить «запаску».
Однако если колесо полностью спустило, то двигаться на автомобиле нельзя. Вероятность, что вы испортите резину, слишком большая.
Кстати, сейчас в продаже есть покрышки, которые не боятся прокола. При их производстве используется технология Run Flat с максимальной усиленной боковиной. На таких покрышках можно двигаться даже в случае прокола, однако не быстрее 80 км/ч и лишь на расстояние до 80–100 км.
Если давление выше нормы
Риск внезапного резкого повышения напора воздуха в шинах отсутствует. Перекачать покрышку можно только самостоятельно (ну или при помощи мастеров в автосервисе, которые не знают, сколько атмосфер должно быть в шинах автомобиля).
При ситуациях, когда напор воздуха в колёсах выше нормы, пятно контакта покрышки с дорожным покрытием уменьшается. И автомобиль контактирует с дорогой не всей шириной покрышки, а лишь её центральной частью. В результате этого резина усиленно изнашивается.
Желание накачать шину сильнее может привести к неприятным последствиям:
управляемость ухудшается;
тормозной путь растёт;
повышается чувствительность к дорожным неровностям (снижается комфорт);
увеличивается риск прокола.
Особенно опасно перекачивание колёс при движении по снегу или песку. В этом случае риск застрять возрастает: при повышении сопротивления, с которым воздух давит на внутреннюю сторону резины, пятно контакта колеса с дорожным покрытием становится меньше. И покрышка начинает как бы «прорезать» снег или песок и закапываться.
Когда можно перекачивать шину?
Сознательно перекачивать покрышки имеет смысл в том случае, если на авто перевозится тяжёлый груз. Например, если водитель полностью загрузил багажник, да ещё и присоединил прицеп (который тоже забит тяжёлыми вещами). В этом случае напор воздуха в задних колёсах можно поднять на 0,2–0,3 бара/атмосферы. Повышенный напор воздуха на внутреннюю поверхность резины в этом случае компенсирует чрезмерную нагрузку.
Чем измеряют давление в шинах?
Когда автомобиль во время движения начинает вести в сторону, появляются нехарактерные звуки или падает динамика, нужно сразу остановиться и проверить давление.
Как измерить давление в шинах? Для этого используется манометр (часто он встроен в насосы для подкачки колёс). Манометры бывают электронными или стрелочными. Чтобы измерить сопротивление, с которым воздух давит на внутреннюю сторону резины, необходимо шланг манометра (или трубку — всё зависит от конструкции устройства) подсоединить (накрутить) на ниппель покрышки.
Кроме того, существуют колпачки на ниппели с системой контроля за напором воздуха в покрышках. Как правило, они имеют индикаторы различных цветов, которые показывают, нормальный сейчас напор воздуха или нет. В некоторых случаях эти данные можно передавать на смартфон.
Также сотрудники заправок могут подсказать, как проверить давление в шинах на автомобиле и как их можно подкачать должным образом. Многие современные АЗС предлагают возможность подкачки колёс.
Многие современные модели имеют систему автоматического контроля за сопротивлением, с которым воздух давитна внутреннюю сторону резины, — TPMS (Tire Pressure Monitor System). В последнем случае при падении этого показателя на доске приборов появится предупреждающая надпись.
В чём измеряется давление в шинах автомобиля?
Водители часто спрашивают, в каких единицах измеряется давление в шинах. Дело в том, что одновременно используется сразу четыре системы измерения напора воздуха. Оно может быть указано в килопаскалях (kPa), фунтах на квадратный дюйм (psi или pound per square inch), барах или атмосферах. В России среди водителей обычно используются термины «атмосфера» (кг/кв. см) или «бар».
В рекомендациях одновременно может быть следующий набор: kPa 230, bar 2,3, psi 33.
Как пересчитать бары в паскали, а паскали в атмосферы?
Килопаскали в бары и обратно перевести довольно легко. Для перевода значения давления в килопаскалях (kPa) необходимо от искомой цифры отнять два порядка. То есть 220 kPa равно 2,2 bar.
Просто пересчитать ибарыв атмосферы. 1 бар = 0,986923 атмосферы, то есть обапоказателяпрактически равны. Таким образом, 100 kPa равны 1 bar и 1 атмосфере.
Сложнее обстоит дело с фунтами на квадратный дюйм (psi) — эта единица измерения часто используется в автомобильной промышленности. Формула для расчёта следующая:
1 бар = 14,5038 psi
1 psi = 0.0689 бара
Для удобства расчётов мы составили для вас таблицу с самыми популярными значениями давления шин.
2 бара — 29 psi
2,1 бара — 30 psi
2,2 бара — 32 psi
2,3 бара — 33 psi
2,4 бара — 35 psi
2,5 бара — 36 psi
2,6 бара — 38 psi
Как часто надо проверять давление в шинах на такси?
Как правило, производители автомобилей рекомендуют проверять его не реже одного раза в месяц. Дело в том, что напор воздуха может падать даже без повреждения резины, ниппеля или диска. Ежемесячно сопротивление, с которым воздушная среда давит на внутреннюю сторону резины, уменьшается на 0,076 бара, или примерно на 1 psi.
Поэтому проверяйте давление в колёсах не реже одного раза в месяц. Если количество проверок будет выше — это только на пользу. Сделать это можно самостоятельно при помощи манометра или на АЗС, многие из которых имеют точки для подкачки колёс.
миша миша
28 ноября 2022 года
Так каким должно быть давление в шинах, если нет таблички, инструкции и т. д. и т. п.
Редакция Медиа Про
автор
29 ноября 2022 года
Обычно для современных легковых автомобилей в зависимости от марки и модели этот показатель колеблется в пределах 2,1–2,3 бара или атмосферы. Хотя бывают автомобили, где рекомендуется меньшее или, наоборот, большее оптимальное давление. Информацию о том, какое нормальное давление должно быть в покрышках автомобиля, пишут на наклейке, которая в зависимости от модели может находиться на крышке топливного бака, в бардачке, на багажнике или на стойке двери. Кроме того, эти данные обязательно есть в инструкции по эксплуатации транспортного средства. Если на вашей машине нет наклейки с давлением, то посмотрите инструкцию по эксплуатации (например, в интернете).