«Прикурить» — так водители говорят о способе завести двигатель автомобиля с севшей аккумуляторной батареей (АКБ) от заряженного аккумулятора при помощи так называемых пусковых проводов.
Когда можно обойтись без «прикуривания»
Автомобили с механической коробкой передач и разряженным аккумулятором можно завести и без «прикуривания». Подчёркиваем: метод работает только на машинах с «механикой», а на моделях с инжекторными двигателями ещё и при не полностью разряженной батарее. Для моделей с автоматическими коробками «прикуривание» — единственный способ оживить мотор при севшей батарее (в отсутствие портативного зарядного устройства).
Вот что нужно сделать, чтобы завести двигатель с толчка:
Включить вторую передачу.
Включить зажигание.
При выжатом сцеплении разогнать автомобиль до 10–15 км/ч, используя «буксир» или мускульную силу помощников. На спуске можно справиться в одиночку, воспользовавшись силой гравитации.
Плавно отпустить сцепление. Если двигатель включился, дать ему немного поработать, прежде чем остановиться.
При включённой нейтрали и затянутом ручнике прибавить обороты, чтобы аккумулятор быстрее зарядился.
Почему этот способ подходит только для машин с «механикой»? Включить передачу на любой разновидности «автомата» возможно, только если функционирует встроенный в коробку маслонасос, который приводится двигателем.
Можно ли «прикуривать» от заведённого автомобиля
Нельзя «прикуривать» от автомобиля с работающим двигателем. Мотор «донора» перед присоединением пусковых проводов должен быть заглушен. В противном случае велик шанс повреждения управляющих блоков «донора» или появление ошибок, для сброса которых потребуется специальная аппаратура.
Можно ли «прикуривать» от грузовиков?
Не рекомендуется подзаряжать 12-вольтные АКБ любого современного легкового автомобиля от 24-вольтной сети грузовиков, если только у последних не используется тандем 12-вольтных батарей с возможностью отключения одной из них. В противном случае велик риск вывести из строя не только лампочки на приборном щитке, но и электронные блоки управления.
Можно ли «прикуривать» от аккумулятора меньшей ёмкости
«Прикуривание» от аккумулятора меньшей ёмкости (выражается в ампер-часах, или Ач, обозначена на наклейке на корпусе батареи) часто бывает неэффективно: аккумулятор не получает достаточную энергию или подзарядка требует много времени.
Нужно ли снимать клеммы с аккумулятора «донора»
Нет. Снятие клемм с аккумулятора «донора» может привести к некорректной работе систем автомобиля. Иногда может потребуется заново ввести код для оживления мультимедиа.
«Прикурить» аккумулятор без машины
Если у вас есть заряженный аккумулятор, то его будет достаточно для того, чтобы оживить машину с севшей батареей. Достаточно присоединить заряженный аккумулятор к севшему и подождать несколько минут. В данном случае нужно действовать точно так же, как если бы «прикуривали» у другой машины.
Можно ли «прикурить» аккумулятор автомобиля от мотоцикла (и наоборот)
«Прикурить» аккумулятор автомобиля можно от мотоцикла, квадроцикла или любой другой техники, которая имеет достаточно ёмкий аккумулятор.
Можно ли «прикурить» машину с автоматической коробкой или гибрид
«Прикурить» автомобиль с «автоматом» или с гибридной системой привода можно точно так же, как и машину с механической трансмиссией.
Если аккумулятор греется
Нельзя оживить старый аккумулятор, который в рабочем состоянии греется и издаёт кислотный запах. У такой батареи из-за понижения уровня электролита под крышкой скапливается смесь водорода с воздухом, и она может взорваться от искры при «прикуривании».
«Прикурить» от портативного пускового устройства
В продаже можно встретить портативные пусковые устройства (их также называют джамп-стартерами или бустерами), позволяющие оживить двигатель автомобиля с севшим аккумулятором. По своей форме и предназначению они похожи на пауэрбанки, которые используются для подзарядки смартфонов. Только портативные пусковые устройства обладают высокой токоотдачей, что даёт им возможность выдавать в нужный момент ток в несколько сотен ампер, чего хватает для прокрутки стартера.
Что будет, если перепутать провода при «прикуривании» автомобиля
Если перепутать полярность и соединить «плюс» с «минусом», то произойдет замыкание. При этом провода оплавятся.
Какие нужны пусковые провода
Эффективность «прикуривания» во многом зависит от качества пусковых проводов. Оно определяется:
Материалом, из которого изготовлена жила кабелей. Она должна быть медной или алюминиевой с медным напылением.
Толщиной кабеля. Чем выше ёмкость аккумулятора, тем большее сечение должны иметь провода. Минимально допустимое значение — 16 мм².
Морозостойкостью изоляции. Она должна сохранять гибкость и не трескаться при минусовых температурах.
Конструкцией клещей-«крокодилов». Она должна обеспечивать большую площадь электрического контакта, а ручки зажимов иметь хорошую, надёжно зафиксированную изоляцию.
Пусковые провода для бензиновых двигателей должны быть рассчитаны на силу тока примерно в 400 А, для дизельных — на 700–1000 А.
При выборе пусковых проводов следует обращать внимание и на их длину, поскольку у ряда современных моделей доступ к АКБ или её выводам сильно затруднен.
Как правильно «прикурить»: 15 шагов
При «прикуривании» нужно выполнить определённую последовательность действий.
Определить, где находятся клеммы у севшего аккумулятора. Например, у некоторых моделей батарея расположена в багажнике, а «сервисные» клеммы-штыри выведены под капот, причём «плюсовая» может находиться под крышкой с соответствующей маркировкой.
Расположить автомобиль-«донор» так, чтобы длины пусковых проводов было достаточно для их подключения к клеммам разряженного аккумулятора.
Выключить двигатель «донора».
Подключить красный пусковой провод к «плюсовой» клемме разряженного аккумулятора (имеет соответствующую маркировку, часто красного цвета или имеет знак +) и к «плюсовой» клемме заряженного аккумулятора. Последовательность подключения при этом значения не имеет.
Подключить чёрный пусковой провод к «минусовой» клемме АКБ «донора». А затем к неокрашенной, не имеющей ржавчины металлической части двигателя «реципиента», чтобы энергия шла не на зарядку севшей батареи, а непосредственно на запуск стартера. Это важно, если аккумулятор «реципиента» полностью разряжен.
Убедиться, что пусковые провода не контактируют с движущимися частями (шкивами, ремнями, вентилятором).
Отключить все вспомогательные потребители энергии у автомобилей (фары, климатическую установку, мультимедиа).
Включить двигатель «донора» и подождать до 5-6 минут.
Заглушить двигатель «донора».
Не отсоединяя пусковых проводов, включить двигатель машины с разряженным аккумулятором. В морозы на автомобилях с механической коробкой передач выжать при этом педаль сцепления.
Если пуск не удался, вновь включить двигатель «донора», подождать 5 минут, выключить двигатель и повторить попытку запуска второй машины.
Если пуск успешен, то, не отсоединяя пусковые провода, дать двигателю поработать 15 минут, чтобы он мог зарядить свою батарею.
Заглушить двигатель.
Отсоединить пусковые провода в обратной последовательности — сначала чёрный, потом красный.
После этого некоторое время поездить на автомобиле, чтобы он смог лучше зарядить свой аккумулятор.
ИТОГО
«Прикуривание» имеет смысл, только если двигатель не заводится по причине севшего аккумулятора.
Результат «прикуривания» во многом определяется качеством пусковых проводов.
Процедура «прикуривания» выполняется по определённому алгоритму (см. выше).