Симптомы поломки ГРМ
Изучить состояние газораспределительного механизма могут опытные мотористы, однако есть несколько способов определить, требует ли механизм замены. К примеру, на некоторых немецких автомобилях уровень натяжения цепи напрямую зависит от уровня масла. Если масло регулярно уходит, а владелец не решает эту проблему, то постепенно изнашиваются гидронатяжители, вслед за которыми цепной механизм начинает растягиваться и проскальзывать. Если закрыть глаза и на эту проблему, то из-за слабого натяжения цепь может просто оборваться.
Достоинства цепного ГРМ
Первое и главное достоинство цепных ГРМ — долговечность и надёжность. Если не крутить двигатель в отсечку и не давать автомобилю гоночных нагрузок каждый день, то механизм может прослужить примерно 200 тыс. км без серьёзных вмешательств. Единственная деталь, за которой придется следить — специальные успокоители колебаний, которые выходят из строя к 80-100 тыс. км пробега, а если автомобиль намекает на показатели, близкие к спортивным, то примерно к 50 тыс. км пробега. Сама цепь редко получает механические повреждения, почти никак не реагирует на серьёзные однократные кратковременные перегрузки (например, резкое ускорение с нуля до 200 км/ч). Исправная цепь, ко всему прочему, не растягивается под нагрузкой.
Недостатки цепи ГРМ
Редкое, но возможное явление — обрыв цепи ГРМ. К нему приводит масса факторов, основной — недостаточное внимание к двигателю или неграмотное обслуживание. Если это произойдёт, то мотор можно будет выбрасывать на свалку — поршни, шатуны, вкладыши после такого инцидента, в теории, можно будет заменить, но ремонт будет сопоставим с ценой нового двигателя. К тому же, в обслуживании ГРМ на цепи заметно дороже (примерно в 2-3 раза) аналога на ремне. Ещё один недостаток — шумность двигателя. Это особенно хорошо ощущается во время холодного пуска и первых метрах движения на холоде. Кроме того, самой частой неисправностью цепей ГРМ после обслуживания становится неправильная регулировка — она приводит к рассинхронизации работы основных механизмов и потенциально чревата дорогим ремонтом. Кроме того, ремонт и обслуживание ГРМ на автомобилях с большим объёмом двигателя требует дополнительного разбора нескольких секций моторного отсека.
Достоинства ГРМ на ремне
Первый и главный плюс ремня газораспределительного механизма — стоимость запчасти и работ по его замене. Некоторые автолюбители стараются экономить и покупают неплохие аналоги, которые ни в чём не уступают оригинальным запчастям. Однако на больших пробегах специалисты рекомендуют менять ГРМ целиком — не только ремень, но и всё навесное оборудование, а также крепёж. Ресурс современных ремней ГРМ сопоставим с цепью — резину и каучук, из которых делают ремни для двигателей, усиливают специальными добавками, благодаря которым значительно снижается вероятность обрыва и деформации.
Но даже в этом случае замена ремня ГРМ и всех деталей может оказаться дешевле обслуживания цепи. Кроме того, ремень лучше гасит вибрации двигателя и не требует установки специальных успокоителей, как на ДВС с цепным приводом. Это привело к тому, что двигатели с ремнём ГРМ проще обслуживать и ремонтировать. В отличие от цепи ремень может растягиваться, однако уровень натяжения легко регулировать и отслеживать — если в случае с цепью требуется снимать специальный кожух, то ремень ГРМ почти всегда находится на виду.
Недостатки ремней ГРМ
Первая и главная проблема ремня ГРМ — его уязвимость перед внешней средой. Температура, влажность, качество изготовления и срок хранения — всё это влияет на работу детали после установки. Грязь, остатки моторного масла, куски пластика после кузовного ремонта и другие мелкие детали могут вывести из строя не только ремень, но и весь механизм ГРМ, за которым могут потянуться детали поршневой группы. Главное правило замены ремня ГРМ — учитывать не только пробег автомобиля, но и его возраст. К примеру, на «капсулах времени», которые много лет стояли в гаражах, нужно менять почти все резиновые уплотнители и другие детали, включая механизм ГРМ с ремнём и роликами. Другим недостатком ремня является способность «проскальзывать», если нагрузка на двигатель превышает расчётные параметры — это может происходить во время буксировки других машин или перевозки гидроцикла или катера.
Если везде недостатки, что брать?
Почти у всех производителей в линейке двигателей есть как цепные, так и ременные двигатели. Это сделано для того, чтобы покупатель мог подобрать машину исходя из своих потребностей. Если нужно ездить не в гоночном режиме, а за спиной нет прицепа с катером, можно взять двигатель с ременным ГРМ. Если каждый день — это гонка, в которой нужно быть победителем, не считаясь с расходами, то стоит выбрать цепь. Она лучше выдерживает нагрузки и меньше деформируется.