Причина № 1 — загустевшее масло
Владельцы автомобилей с пробегом нередко нарушают регламенты и пренебрегают плановой заменой масла. Часто такое отношение к автомобилю сочетается с нарушением правил использования масла. Вместо рекомендованной заводом жидкости заливается то, что посоветовали друзья или в ближайшем автосервисе. Зимой это проявляется особенно отчётливо. Даже если на машину установлен автозапуск, заводиться в морозы двигателю тяжело, а несколько минут до прогрева мотор будет сильно трясти. Первое, что нужно сделать в этом случае, — срочно поменять масло на новое и оригинальное.
Причина № 2 — опоры двигателя
Под капотом двигатель установлен на специальные крепления — опоры двигателя, которые в простонародье называют «подушками». Как правило, их три, и главная задача таких деталей — гасить колебания двигателя. Как и у всех деталей, у опор двигателя есть ресурс. Он составляет 100 тыс. км, но в зависимости от манеры езды и частоты использования автомобиля может варьироваться. Осматривать подушки нужно на каждом ТО. Если появились первые признаки вибраций, то с заменой лучше не тянуть. Резиновые уплотнители и демпферы, которые гасят колебания при перепадах температур, могут заметно деформироваться. Цена вопроса невелика — примерно 2–3 тыс. рублей.
Причина № 3 — некачественный ремонт
Для того чтобы отремонтировать некоторые современные двигатели, особенно на кроссоверах и внедорожниках, их нужно снять. Чтобы вытащить двигатель на подъёмнике, сервисменам приходится снимать подрамник — опору для элементов подвески, которая одновременно служит защитой для двигателя. Если после обратной сборки подрамник был установлен неправильно, то некоторые его части станут давить на опоры двигателя снизу, и вибрация от двигателя будет передаваться на кузов.
Причина № 4 — некачественное топливо
Эти проблемы считаются общими и для тех, кто заливает бензин, и для тех, кто признаёт только дизельное топливо. Некачественная жидкость на АЗС на морозе может частично менять свой химический состав. Проблемный двигатель с забитыми впускными коллекторами и изношенным бензонасосом будет потреблять такую смесь неравномерно, а главным признаком некачественного топлива уже много лет остаются плавающие обороты и повышенная вибрация двигателя, вызванная детонацией. Первое, что нужно делать в таких случаях, — заливать хороший бензин или присадку для очистки топливных систем, а затем ехать в сервис и промывать впускной коллектор. Также не будет лишним заменить свечи.
Причина № 5 — глубинные проблемы
Если все возможные варианты изучены, а вибрации всё равно остались, то стоит обратить внимание на давление в цилиндрах. Вполне вероятно, что вибрации возникли из-за появления задиров на стенках. Полностью исправить этот дефект можно только заменой мотора. Однако если задиры неглубокие, то частично решить проблемы помогут антифрикционные присадки в моторное масло.
Другой распространённой причиной вибраций мотора нередко становится неисправный генератор. Под нагрузкой ремень генератора испытывает большое напряжение и начинает проскальзывать. Часто выходят из строя и подшипники генератора. Специалисты по автоэлектрике отмечают, что обслуживать их нужно минимум раз в год, а во время сильных морозов двигатель лучше запускать либо без включенной печки, либо на минимальных оборотах, чтобы не давать максимальную нагрузку на генератор при непрогретом моторе.