Зима в России традиционно приходит неожиданно для всех участников дорожного движения. Снег беспощаден, сугробы бездушны, слякоть под колёсами весьма коварна — а виноваты, конечно, коммунальщики. Вы вышли на улицу, выехали с парковки, но теперь вас ждет целое приключение, ведь через несколько минут на дороге вам прилетит хорошая порция снежной каши в лобовое стекло. Нажатие на кнопку омывателя, жужжание моторчика, и из форсунок вылетает… ничего, потому что «омывайка» замёрзла.
Знакомая ситуация? Стесняться нечего, ведь практически каждый водитель оказывался в ней. Пылкие междометия не помогут исправить ситуацию, так что давайте разбёремся, как не потерпеть подобное фиаско в следующий раз.
Почему скидочная «омывайка» такая дешёвая
Все мы любим скидки. Пачка сосисок, три килограмма картофеля и, конечно, большая канистра стеклоомывателя выглядят куда привлекательнее, когда рядом с ними висит красный ценник. Зачем покупать три литра за триста рублей, когда можно купить четыре за двести пятьдесят, верно? Ещё и на сладкое останется! Как правило, все маркетологи отлично умеют считать чужие, то есть ваши деньги. И в этих скидках зачастую кроется лукавство.
Просто понаблюдайте за тем, какие «омывайки» часто попадают под скидки. Вы вряд ли найдете среди них дорогие и качественные марки. Почему? Ответ прост: количество маскирует недостаток качества. Состав стеклоомывателей практически не регулируется законом о защите прав потребителей, что позволяет нечистым на руку производителям сэкономить. Они уменьшают пропорцию незамерзающего компонента в растворе. Меньше незамерзающего компонента — выше температура замерзания. Залив такую жидкость, вы рискуете обнаружить, что «омывайка» на -10 градусов замёрзла уже при -5, и у вас в бачке уже не жидкость, а ледяная кашица.
Таким образом цена по скидке является едва ли не минимальной ценой выгодной производителю. Вычтя из цены со скидкой доход продавца, вы можете прикинуть реальную цену продукта, что вы покупаете. И вряд ли жидкость с ценой 30 рублей за литр действительно не замерзает при заявленных на канистре -20 градусах.
Более дорогие марки жидкостей в меньшей степени грешат подобной игрой с пропорциями. Всё дело в репутации. Бренды вкладывают немалые деньги в рецептуру продукта, поскольку от его качества зависит количество успешных продаж и число рекомендаций. Крупные игроки делают ставку на постоянных покупателей и стараются держать марку.
Как правильно читать этикетку?
Как поступить, если выбор велик, а ни одна канистра жидкости вам не приглянулась? Ехать дальше с лобовым стеклом, через которое ничего не видно, опасно для вас и окружающих! Здесь на помощь придут этикетка и знание школьного курса химии и физики.
Сразу же отметём цвет и запах раствора — на температуру замерзания «омывайки» они никак не влияют. Производители добавляют разнообразные красители и отдушки в жидкость по своему усмотрению для улучшения эстетического восприятия. Но главным элементом в составе всё равно остаётся спирт.
В основе большинства стеклоомывающих жидкостей лежит промышленный изопропиловый спирт. Данная разновидность спирта стала массово применяться с 2006 года, после введения ограничений на использование более доступного этанола. Вопреки широко распространённому мнению, процент содержания любого спирта в «омывайке» не прямо пропорционален её морозостойкости. То есть раствор, состоящий на 80% из воды и на 20% из изопропилового спирта, замёрзнет не при -20, а при… всего -7 градусах.
Таким образом, если на канистре написано «-20», а на этикетке указано похожее число концентрации спирта по объёму — то смело делите его на два. Так вы получите реальную температуру замерзания жидкости, плюс-минус пару градусов в зависимости от честности производителя.
Стоит обратить внимание и на то, что вопреки стараниям государства в продаже всё ещё встречаются «омывайки», основанные на высокотоксичном метиловом спирте. Эта разновидность технического спирта опасна, но в силу своей дешевизны всё ещё находит применение. И если вам кажется что купленная жидкость слишком странно пахнет, то скорее всего так и есть. В данной ситуации можно провести натурный физический эксперимент. Найдите кусочек медной проволоки, нагрейте её зажигалкой и окуните в жидкость. Неприятный запах формалина выдаст вам присутствие метанола. Такую «омывайку» лучше сразу же утилизировать, ради собственной безопасности.
«Омывайка» — странный предмет. Вот она есть — и вот ее нет
Говоря о спирте, не стоит забывать о другом его физическом свойстве — активном испарении. Как бы плотно вы не закрывали канистру и крышку на горловине бачка стеклоомывателя, герметичности достигнуть всё равно не получится. Это значит что чем дольше жидкость находится в бачке — тем меньше становится концентрация спирта. Здесь возвращаемся к уже выведенной закономерности: меньше концентрация спирта — выше температура замерзания жидкости.
«Омывайка» в бачке может полностью потерять свои свойства и превратиться в воду с отдушкой за пару месяцев в том случае, если вы редко используете автомобиль. Залейте жидкость, рассчитанную на сильные морозы и спите спокойно. Это позволит вам реже залезать под капот и доливать стеклоочиститель.
Сэкономить совсем не получится?
В итоге всё сводится к тому что экономить на «омывайке» невыгодно. Да, вы переплатите за зимний сезон тысячу рублей покупая только качественные жидкости. Но эта сумма ничтожна по сравнению с теми потерями, которые вы рискуете получить, лишившись возможности своевременно очистить лобовое стекло.