Ошибка № 1. Не проверять реальный пробег
При покупке автомобиля с пробегом необходимо всегда сверять показания одометра. Сделать это можно несколькими способами. Первый способ: подключить диагностическое оборудование к блоку автомобиля — большинство автомобилей имеют несколько блоков управления. Подключиться нужно ко всем. Данные в блоках автомобиля и показатели одометра должны быть похожи. Также можно запросить сведения о пробеге у официального дилера — делается это в том случае, если автомобиль покупался в салоне и обслуживался на территории РФ.
Второй способ — детально изучить салон автомобиля. Лёгкие потёртости на ручке АКПП и руле, состояние обивки сидений и педалей автомобиля говорят о том, как часто автомобиль эксплуатировался. Если у автомобиля сохранился фирменный комплект колёс с шинами — можно осмотреть износ шин. Часто скрученный пробег не проверяют из-за покупки автомобиля у друзей и коллег или на эмоциях, когда конкретная модель и комплектация разыскивались много месяцев.
Ошибка № 2. Игнорировать историю ДТП
Одно дело, если на автомобиле притёрт бампер, другое — если авто побывало в серьёзном ДТП. Как правило, в последнем случае идентификационные номера кузова автомобиля частично или полностью уничтожаются в результате деформации кузова. Если номера VIN кузова нечитаемые или «перебитые», то автомобиль попадает под № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации», согласно которому сотрудник ГИБДД имеет все основания для отказа в перерегистрации автомобиля. Такой автомобиль списывается в утиль, так как дальнейшая его регистрация невозможна.
Не вся информация появляется в онлайн-базах по ДТП, поэтому автомобиль необходимо проверять дополнительно. Для этого лучше использовать толщиномер и вооружиться информацией по конкретной модели и комплектации. Часто бывает так, что с машины после аварии снимают часть оборудования — фирменный свет или музыку.
Ошибка № 3. Осматривать машину без подъёмника
Отказ от осмотра машины в профильном сервисе — ошибка, которую многие допускают, идя на поводу у эмоций. Если кузов машины блестит и в салоне хорошо пахнет, не стоит отказываться от проверки на подъёмнике: только в сервисе можно обнаружить скрытые дефекты и выслушать мнение мастера о состоянии машины.
В сервисе проверяют:
кузов;
двигатель;
трансмиссию;
ходовую часть.
«Важно и другое — не осматривать автомобиль в том же сервисе, где обслуживается текущий собственник. Есть вероятность, что рассказы мастеров о машине могут отличаться от реальности»
Ошибка № 4. Не проверять VIN
Чтобы не отпугнуть будущего покупателя, нечестные продавцы и перекупщики указывают в объявлениях VIN другого автомобиля. Перед покупкой автомобиля с рук покупатель должен просить у продавца ПТС и СТС для сверки идентификационных номеров на кузове и указанных в объявлении.
Покупателю также стоит обратить внимание на VIN мотора — рядом не должно находиться следов сварки или краски. Иначе сотрудники ГИБДД откажут в перерегистрации ТС — № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации».
«Автомобиль можно проверить на сайте Авто.ру. Специальный сервис Про Авто анализирует данные о ДТП, владельцах, реальном пробеге, обслуживании из десятков источников и предоставляет подробный отчёт»
Ошибка № 5. Осматривать автомобиль в тёмную или плохую погоду
В тёмное время суток невозможно определить состояние краски и лака, а также нельзя составить общее впечатление об автомобиле. Не стоит осматривать грязную машину, которую владелец не мыл несколько недель и не собирается этого делать даже по просьбе потенциального клиента. Опытные перекупщики специально проводят осмотры в плохую погоду и стараются торопить покупателей расстаться с деньгами и не обращать внимания на дефекты.
«Продавец может пойти другим путём. Он покажет вам потрясающе чистую и „вылизанную“ машину. Это тоже должно насторожить вас. За внешним порядком могут скрываться серьёзные проблемы, от которых отводят ваше внимание»
Ошибка № 6. Не проверять договор купли-продажи
В договоре должны быть заполнены все поля: ФИО продавца, адрес регистрации, идентификационные номера кузова. Договор купли-продажи состоит из трёх экземпляров — один для продавца, второй для владельца, третий для ГИБДД. В каждом должна быть указана стоимость автомобиля и окончательная сумма, которую покупатель платит продавцу за машину. Поэтому, перед тем как отдать деньги продавцу, покупатель должен проверить договор. Если ошибиться в фамилии продавца или VIN-коде автомобиля, в суде такой документ могут признать недействительным.
«Договор купли-продажи можно оформлять через независимого посредника — комиссионный магазин, автосалоны, мультибрендовых официальных дилеров, которые работают по программе trade in. Вы заплатите на пару тысяч дороже, но получите на руки номерной бланк, куда будут чётко внесены все данные»
Ошибка № 7. Покупать заведомо проблемный автомобиль
Мошенничество с автомобилями, которые сдают в аренду с правом выкупа, — распространённое явление на вторичном рынке России. Между собственником и арендатором заключается двусторонний договор, в котором одним из условий является право выкупа после полной оплаты. Как только арендатор полностью выплачивает сумму, заявленную в договоре, фактический владелец ТС запрашивает копию ПТС в ГИБДД, сообщая об утере документа. До последнего платежа продавец-собственник объявляет машину в розыск. Как только сделка завершается, покупатель лишается и финансов, и автомобиля, который возвращают законному владельцу.
Чтобы юридически обезопасить себя, необходимо избегать подобных схем, где присутствуют слова «лизинг» и «аренда».