Правило № 1. Определитесь с целью
Продать машину быстро и продать её выгодно — не одно и то же. В зависимости от цели сделки меняется и сам алгоритм.
Продажа «как можно быстрее» исключает целый ряд подготовительных мер и часто занимает меньше времени. В этом случае автомобиль можно продать как перекупщикам, так и в автосалон. Как правило, в салонах автомобиль оценят значительно ниже рынка, но и быстрее заберут. Это обычная схема, чтобы затем компания могла заработать на его перепродаже свой процент.
Если срочности нет, и автомобиль стоит своих денег, есть правила, которые помогут продать машину выгодно.
Правило № 2. Закройте все «долги» заранее
Покупатели обязательно проверяют, есть ли у автомобиля юридические ограничения — штрафы. Чтобы «история» была чистой, подготовьтесь заранее и изучите сайты самостоятельно. Проверить данные на автомобиль стоит через Госуслуги, сайт судебных приставов и сайт ГИБДД.
Заниматься погашением штрафов и задолженностей лучше за 2-3 месяца до продажи автомобиля. Обычно столько времени занимает сохранение всех чеков об оплате в базах данных ГИБДД и ФССП.
Если сделать это в последний момент, автомобиль может числиться как транспорт, на котором «имеются ограничения». А это лишние сомнения для покупателя.
Правило № 3. Изучите особенности сайтов: это сэкономит время и вам, и покупателю
Как правило, у сервисов объявлений есть свои требования к фото. Главное правило: чем больше информации — тем лучше. Вам — меньше звонков от случайных людей, а заинтересовавшиеся смогут многое понять ещё на стадии объявления.
Фотографии машины лучше сделать со всех ракурсов, чтобы было хорошо видно состояние кузова, оптики, стёкол. Универсальной формулы для фотосессии нет. Важно: хороший свет (поэтому фотографировать лучше днём) и качество фото — подойдёт и хорошая камера в смартфоне, но кажется, что лучше всё-таки использовать фотоаппарат.
Где фотографировать? Хорошо, если фон будет нейтральным. Центральный «персонаж» — ваш автомобиль. Фотографии с автомойки, где машина стоит покрытая пеной, или на стоянке вечером при свете фонаря могут оттолкнуть потенциального покупателя.
Зато элементы салона, руль, пластик, педали, кожа селектора КПП, пробег на одометре, снятые крупным планом, ответят на многие вопросы заранее. Не лишним будет изучить и методы продвижения объявлений — поднятие в поиске и другие «секретные» функции таких сайтов, как auto.ru, стоят относительно недорого, но помогают продать автомобиль быстрее.
Правило № 4. Устройте предпродажную подготовку
Золотое правило автоторговли продолжает работать: ухоженная машина производит впечатление. И привести авто в порядок не так дорого, как кажется. Хорошая детейлинг-мойка и химчистка салона вряд ли выйдет дороже нескольких тысяч рублей с поправкой на регион.
Не лишней будет и лёгкая восстановительная полировка. Она поможет убрать с кузова следы повседневной эксплуатации — мелкие царапины, разводы, помутнения краски и оптики.
Загляните под капот: чрезмерные следы масла и грязь могут навести на мысль, а правильно ли обслуживался такой автомобиль?
Правило № 5. Проведите обслуживание
Замена масла, колодок, свечей, проверка двигателя и КПП на протечки — важный пункт при добросовестной продаже автомобиля. После планового ТО больше шансов, что машина не подведёт при осмотре, и не возникнут вопросы о стуках, шумах и подтёках.
Важную роль в таком вопросе играют мелочи: условно, если «печка» не будет прогревать салон, а кондиционер — охлаждать, покупатель увидит возможность поторговаться и сбить цену. С другой стороны, многое зависит и от характера самого покупателя, так что здесь стоит помнить о здравом смысле.
Правило № 6. Расскажите, что, когда и почему менялось в автомобиле. И сохраняйте заказ-наряды
Повысит доверие к автовладельцу, если он в курсе, что ремонтировалось в его авто, сколько было поломок и какие суммы на устранение потрачены. Если автомобиль продаётся с рук в руки или через автоподбор, знание тонкостей ремонтных работ сработает в плюс при продаже.
Стоит помнить, что подборщики — такие же автолюбители. Когда водитель может рассказать о любом ремонте и помнит даже название автосервиса, в котором он обслуживался, это знак того, что за машиной следили внимательно.
Идеальное подтверждение слов — заказ-наряды. Хранить их нетрудно, но лучше придумать для этого место — например, можно складывать их в специальном файлике в бардачке. Их можно показать потенциальному покупателю при осмотре, и вопросы о регулярности обслуживания отпадут.
Правило № 7. Позаботьтесь о деньгах
Включите в цену и стоимость предпродажной подготовки. Если клиент останется доволен состоянием автомобиля, у него будет меньше поводов торговаться. Деньги лучше проводить через банк — так безопаснее и больше гарантий, что они останутся на счёте продавца. Тем не менее, если вы предпочитаете наличный расчёт — не забывайте о том, что проверить купюры, как правило, можно в ближайшем к вам отделении банка.
Правило № 8. Проверьте данные продавца
Мошенники обманывают не только тех, кто покупает, но и продавцов. Для проверки можно попросить человека показать вам паспорт. Если к качеству документа есть вопросы, есть небольшая хитрость — попробуйте перевести незначительную сумму через онлайн-банк. Если при переводе будут указаны другие данные, «покупатель» может оказаться мошенником.
Точно повод насторожиться, если потенциальный покупатель вообще хочет забрать ваш автомобиль без осмотра, и даже готов перевести небольшой задаток на банковскую карту. Далее, почти наверняка, включится схема мошенничества с выманиванием ваших персональных данных. Будьте внимательны, и никогда не отвечайте на вопросы, связанные с личными данными и финансами.