Медиа Про

Журнал про
работу на себя

Чем советские автолюбители ухаживали за своими машинами

18 ноября 2022

18 ноября 2022

«Автомобиль — не роскошь, а средство передвижения». Придуманный Ильфом и Петровым лозунг даже сегодня имеет глубокий сатирический подтекст для отечественных автомобилистов. Ведь и в наши дни мало кто может позволить себе менять авто как перчатки. А уж в СССР особенно важно было обеспечить долгую службу любимому средству передвижения. Как же справлялись с этой задачей советские автолюбители?

Индустриальная немощь

В наше время все любят если не ругать, то с иронией относиться к техническим достижениям промышленности СССР. Шутки про неэффективность этой продукции проникают и в зарубежные сериалы, такие как «Чернобыль». Возможность поиздеваться над советским автопромом не смогло проигнорировать даже золотое трио ведущих Top Gear — Хаммонд, Кларксон и Мэй. И во многих аспектах их критика была полностью оправданна.

Неповоротливость советского индустриального комплекса затрудняла постановку на конвейер новых, современных образцов техники. Многострадальный проект ВАЗ-2108 тому пример. Путь от работающего прототипа до массового производства занял у Волжского автозавода восемь лет. А ведь за такое время многие агрегаты и узлы успели устареть. Другим перспективным автомобилям для советского человека повезло ещё меньше. Они просто оказались погребены в трясине государственной бюрократии.

Отягчающим обстоятельством стал и дефицит на любой товар, который мог неожиданно возникнуть в рамках плановой экономики. Был он и в области автомобильных запчастей. Советский гражданин мог потратить значительное количество сил на его дооснащение, даже если авто было абсолютно новым. А если случалось ДТП, поиски нового крыла или стекла для пострадавшей «ласточки» зачастую становились мучительными. Теневой рынок не всегда мог выручить. В сложившихся условиях у автовладельцев просто не было иного выбора, кроме как заботиться и ухаживать за своими машинами. И тут уж голь была на выдумки хитра.

Советский гражданин против коррозии металла

Практически любая машина в наши дни рекламируется как обладающая повышенной коррозионной стойкостью. Но вот незадача — не проходит и десяти лет, как тут и там на кузовах появляются очаги ржавчины. А советские автомобили, имея за плечами десятки лет и сотни тысяч километров пробега, выглядят зачастую куда более презентабельно. В чём же секрет?

Любительская антикоррозийная обработка. Если вы родились в 80-х годах, то наверняка знаете такой термин, как мовиль. Так называли любую странную густую жидкость, которой стремились покрыть все возможные поверхности и полости в нижней части автомобиля. А так как за машиной начинали следить прямо с момента её приобретения, то уже через неделю гордость семьи отправлялась куда-то на обработку этим самым мовилем.

Состав раствора был самым разным. Кто-то мешал пушсало с гудроном, кто-то доставал через знакомых флотские антикоррозийные растворы. Рецептов этих коктейлей было множество, а вот промышленных средств единицы, и их оказывалось сложно достать. А если уж вы каким-то чудом смогли найти банку антикора, то ваши приключения не заканчивались. Нужно было отстоять долгую очередь на официальную станцию техобслуживания.

Поэтому автомобилисты брались за дело сами. Машины загоняли в гараж, где их днище тщательно обрабатывалось всеми доступными методами. Не щадили ни наждачки, ни спирта — важно было грамотно подготовить к покраске каждую плоскость. После подготовки наносили сам мовиль, тоже тщательно, в несколько слоёв, засовывая кисть в каждую полость. Результат таких гаражных работ мог поразить. Зачастую антикор был выполнен настолько качественно, что днище быстрее сгнивало сверху, из салона. А уж если автолюбитель и там прошёлся «мовилем», машина становилась практически вечной.

Автохимия

Инженерная смекалка распространялась не только на антикор. Ведь средства ухода за лакокрасочным покрытием тоже не продавались в любом магазине. Ни о каких студиях автодетейлинга в то время речи не шло. Поэтому когда в 70-е годы в СССР стали появляться промышленные полироли, их молниеносно сметали с прилавков. Наиболее известными составами того времени были автоэмульсия от «Союзбытхима», полировочная вода № 1 и № 18 и королева абразивов, полироль № 290 Ярославского химического завода. Те же, кому не удалось достать данные достижения химической промышленности СССР, делали свои растворы.

Советские журналы вроде «Юного техника» и «За рулём» всячески мотивировали своих читателей к изобретательству, публикуя рецепты разнообразных составов, легко производимых из доступных ингредиентов. Так, «За рулём» предлагал следующий состав полировальной пасты. На 70% воды замешивалось 15% вазелина, 5% полирующего сланца и 10% касторового масла. Получившуюся смесь тщательно перемешивали, после чего наносили на машину. Растиранием этого раствора мягкой, например, фланелевой тряпкой можно было избавиться от мелких царапин и придать кузову блеск. Однако использовать подобные средства всё равно следовало с осторожностью. Советские заводы красили свои машины красками разных химических составов, и неправильное сочетание ингредиентов могло превратить домашнюю полироль в средство для снятия краски.

Ну, а уж если незадачливый автовладелец всё же намешивал это средство, ему тоже находилось применение. Растворители активно применялись как лекарство от запотевающих в непогоду стёкол. Знаменитый растворитель «Нефрас» можно было купить в ближайшем хозяйственном магазине. Советские автолюбители тщательно растирали небольшое количество жидкости по внутренней поверхности стёкол, что позволяло избавиться от запотевания на некоторое время. Полезная вещь в дальней дороге! Более экстравагантным способом борьбы с запотеванием была пачка кухонной соли в бардачке. Соль — прекрасный адсорбент, поэтому в какой-то степени работал и этот метод.

К концу 80-х годов стараниями промышленности балтийских республик, особенно «Литбытхима», ассортимент доступных советским автолюбителям средств был значительно расширен. Появились средства для обработки стёкол, салона, разнообразные лаки и даже очиститель двигателя. Но вскоре изменившаяся политическая ситуация открыла рынок для зарубежных производителей, и полки заполнила автохимия известных мировых брендов. Впрочем, далеко не всегда эта автохимия превосходила по качеству советские средства.

Вопросы автору
Когда вы отправите нам вопрос, он попадёт на модерацию. Автор ответит на него в течение 3-х дней. Вопрос и ответ будут видны под статьей. Мы стараемся отбирать самые интересные вопросы, чтобы ответить на них в первую очередь.

Напишите ваш вопрос

Ещё по теме

Жёлтый бывает не только в такси: от «Жука» и «Октавии» до «Хаммера» и «Феррари»

Как стать водителем такси тарифа бизнес-класса

Как экономить 24 000 рублей в год на заправках?

Госпрограмма утилизации авто 2023: условия, для кого доступна

Гидроудар: что это, как происходит, последствия и что делать

Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля