Как появились дорожные знаки

Передвижение по городу требует от водителя хорошей скорости реакции, зоркого глаза и феноменальной внимательности. Как иначе уследить за хаотичным передвижением потока, при этом не забывая подмечать регулирующие дорожные знаки? Предупреждающие, запрещающие, информационные — страшно представить, что бы творилось на улицах городов, если бы их не было. Но знаки — достаточно новое явление с точки зрения истории.

Дорога древних

Необходимость знаков возникла, как только появились первые дороги в современном понимании. С развитием общества различные тропы и пути всё чаще превращались в примитивные тракты, где уже могла пройти телега. Через естественные преграды возводились переправы. Появились туры — сложенные из небольших камней столбики. Они стали первыми отметками на дорогах. Но запомнить все дороги мира невозможно, а карты в древние времена были большой роскошью. Тысячелетиями лишь военачальники и чиновники имели хоть какое-то подобие навигации. Местные проводники были неотъемлемой частью любого путешествия тех времён.

Долго так продолжаться не могло. С распространением письменности тут и там начали появляться первые указатели. Направления стали выбивать на заметных камнях около туров. Позже люди поставили столбы на развилках троп. Они прибили на них дощечки с указанием ближайших населённых пунктов.

Римляне ввели стандарты строительства и поддержания дорог в V веке до нашей эры

Первый серьёзный прорыв в дорожном строительстве ученые связывают с возвышением Рима. Именно римляне первыми осознали, что хорошая транспортная инфраструктура — залог быстрого развития цивилизации. В V веке до нашей эры они ввели стандарты строительства и поддержания дорог и описали первый дорожный «знак» — миллиарий, или путевой столб.

«Знак» представлял собой двухметровую каменную колонну полуметровой толщины на кубическом основании. Каждая такая конструкция весила больше тонны, что добавляло ей долговечности и вандалоустойчивости. На верхней части столба выбивалась важная информация — благодарственное слово чиновнику или расстояние до ближайшего города. Можно предположить, что люди ставили миллиарии каждую милю, но это не так. Римляне умели хорошо считать деньги, поэтому устанавливали знаки только в важных точках своей дорожной системы.

Многие государства того времени, например, Империя Маурьев, тоже устанавливали путевые столбы. Но тот факт, что до нашего времени дошли только многочисленные римские дороги и миллиарии, говорит о высочайшем качестве работ, выполненных строителями.

История появления дорожных знаков и разметки

Новое время

Целое тысячелетие мир пользовался инфраструктурой римских дорожных строителей. После «тьмы» Средневековья началась новая эпоха. Совершались великие географические открытия, открывались новые пути, увеличивалось население и товарооборот. Соответственно, росла загруженность транспортных путей. Необходимость законодательного регулирования хаоса на дорогах проявлялась всё явственней.

Дорожные знаки уменьшили количество драк на улицах Лиссабона

В 1686 году дело наконец-то сдвинулось с мёртвой точки. Король Португалии Педру II, удручённый постоянными конфликтами извозчиков на узких улочках Лиссабона, распорядился установить знаки, которые мы теперь знаем как знаки приоритета. Их вид был очень далёк от современного. Небольшие каменные таблички, закреплённые на стенах домов, регулировали движение на перекрёстках. На них были крупно высечены предписания о том, имеет ли следующий по данной улице извозчик приоритет. Одна из таких табличек существует до сих пор в районе Алфама, привлекая внимание туристов. Неизвестно, насколько эффективным было нововведение, но количество драк на улицах столицы Португалии всё же уменьшилось.

Если извозчики стали причиной появления знаков приоритета, то возникновением предупреждающих знаков мы обязаны велосипедистам. Бурное распространение велосипедов произошло в 1870-х годах. Сперва неуклюжие механизмы становились всё быстрее, тише и надёжнее. Это позволило их водителям перемещаться на большие расстояния. Велосипедисты вступали в какой-либо велосипедный клуб и изобретали свои знаки, расставляя их по окрестностям. Такие знаки предупреждали о крутых спусках, бродах и других опасностях. Более того, велосипедисты активно лоббировали свои интересы в местных органах власти, что приводило к постоянному расширению области, где встречались знаки.

Первый светофор взорвался, проработав всего месяц

В декабре 1868 года в Лондоне появился первый дорожный светофор. Его изобретатель Джон Найт был железнодорожным специалистом и считал, что вариант семафора можно было использовать для управления движением извозчиков у здания Британского парламента. Эксперимент потерпел фиаско. Спустя месяц после установки газовый светофор взорвался, едва не убив управлявшего им констебля. После такого взрывного дебюта о дорожных светофорах забыли на несколько десятилетий.

Следующим шагом к появлению привычных нам знаков стало изобретение автомобиля. Ревущие безлошадные повозки всё чаще и чаще встречались на дорогах мира. Простых дорожных знаков с указанием названия населённого пункта становилось недостаточно ни для навигации, ни для безопасности проезда. Уже в 1895 году Итальянское туристическое общество, известное своими атласами и путеводителями, попыталось создать первый набор знаков для автопутешественников.

В 1900 году в Париже был проведён Конгресс интернациональной лиги туристических обществ, на котором были предприняты первые юридические шаги к введению стандартизированных знаков.

Наши дни

В 1903 году правительство Британской империи утвердило первые четыре знака для использования на своей территории. В отличие от современных знаков, смысл задавался не рисунком на самом знаке, а его формой. Геометрия была разнообразной: ромбы, бублики, круги, треугольники — и всё это красного или белого цвета. Зачастую для лучшего понимания такие знаки дополняли табличками с текстом. Но в большинстве случаев пионеры автомобилизма должны были сами догадаться, что находится перед ними, исходя из расположения. Впрочем, закон уже задал минимальную высоту установки знака от земли и расстояние, на котором он должен быть расположен от описываемого им объекта.

В 1908 году в Париже состоялся первый Международный конгресс по дорожному движению. Участники определили вид дорожных знаков. В 1909 году девять европейских стран согласовали между собой повсеместное использование четырёх знаков-пиктограмм: «неровность», «крутой поворот», «перекрёсток» и «железнодорожный переезд». Конгресс проводился ещё не раз вплоть до Второй мировой войны, сформировав в итоге европейскую систему дорожных знаков. Появились знаки движения по полосам, автомагистралей и множество других. А в 1914 году был установлен привычный нам электрический светофор.

США несколько десятков лет шли к унификации дорожных знаков с остальным миром

Британская империя и США некоторое время шли своим путём в регулировании дорожного движения. И если в 1964 году на территории Великобритании всё же была принята европейская система, пусть и с изменениями, то США продержались немного дольше.

Изначально в США знаки регламентировались Американской автомобильной ассоциацией. Её члены на свои деньги устанавливали деревянные указатели по всей стране, помогающие ориентироваться автомобилистам. В 1914 году Ассоциация провела крупный трансконтинентальный пробег, установив только на отрезке между Лос-Анджелесом и Канзас-Сити более четырёх тысяч дорожных знаков. На момент принятия в Европе единого и удобного стандарта в США уже была довольно развитая местная система знаков. Политическая ситуация тоже не способствовала принятию европейских идей. США оправданно считали себя мировым гегемоном и не хотели считаться ни с чьим мнением.

Потребовалось несколько десятилетий, чтобы Штаты осознали свою ошибку. Собственная система дорожных знаков и упорное неприятие метрической системы мер стали очевидными тормозами прогресса. Всё это вынудило США всё же согласиться на постепенные изменения и включать всё больше и больше европейских знаков в свою систему.

Венская конвенция

Окончательный вид дорожных знаков мир закрепил в ноябре 1968 года — была принята Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах. Под стандартизацию попадали знаки, световые сигналы и дорожная разметка. Конвенция допускала определённые вариации в знаках в конкретной стране, например, в цвете фона или форме пиктограмм. Но в остальном советский знак «уступи дорогу» не должен был отличаться от своего французского собрата, что, собственно, и являлось целью межгосударственного соглашения. Одновременно была разработана Венская конвенция о дорожном движении, унифицирующая, в свою очередь, правила дорожного движения. На разработку и подготовку к введению стандартов было выделено десять лет, и в июне 1978 года они вступили в силу. 68 стран реорганизовали свою транспортную навигацию. Теперь русский водитель может встретить знакомые по виду знаки от Атлантики до Тихого океана.

Путь длиной в тысячелетия

Эволюция дорожных знаков заняла не одну тысячу лет. Люди из разных эпох стремились облегчить дорогу себе и окружающим. Их труд сделал нас ближе друг к другу. Так что когда в очередной раз заметите дорожный указатель, то вспомните, что где-то далеко в веках за ним можно увидеть римского мастера, выстукивающего долотом направление на миллиарии.

7 февраля 2022Темы: автомобиль, ПДД