ДТП и страховые выплаты
Одно из важнейших правил сохранности автомобиля — отсутствие ДТП. Единой базы, в которой собирается вся история автомобиля, не существует. Проверить основную информацию об автомобиле можно на специальных сайтах (например, проект Яндекса — Auto.ru).
Достаточно ввести VIN-код автомобиля, чтобы узнать, лукавит ли собственник, размещая объявление. После выполнения запроса, появится информация не только о количестве ДТП, но и о размере страховых выплат. Важно помнить, что чем новее модель и сложнее машина — тем дороже будет стоить её ремонт. Даже замена бампера, фар и капота на бюджетном VW Polo может обойтись в несколько сотен тысяч рублей.
Штрафы
Большинство приложений для проверки штрафов так или иначе синхронизированы с сайтом ГИБДД. Чтобы проверить автомобиль у первоисточника, нужно знать госномер, серию и номер свидетельства о регистрации. Если некоторые штрафы просрочены, а общая их сумма превышает 10-20 тыс. рублей, то при покупке такого автомобиля могут появиться проблемы. Лучше заранее обговорить эти нюансы с собственником. На сайте ГИБДД сразу будут видны и другие ограничения, например, запрет на регистрационные действия. Сайт ГИБДД часто работает с перебоями, но получить эту же информацию можно специализированных сервисах.
Собственник
Заранее попросите данные паспорта собственника и данные на автомобиль. Если владеет машиной одно физическое лицо, а продаёт другое, это могут быть как мошенники, так и перекупщики.
Исключение составляют автосалоны, которые часто принимают автомобили на комиссию без переоформления на юридическое лицо. Проверить собственника автомобиля и продавца можно по базе исполнительных производств. Если у судебных приставов есть претензии к тем, кто продаёт или владеет автомобилем, от такой покупки лучше отказаться.
Детали и документы
Ещё одна маленькая тонкость проверки автомобиля — все маркировочные таблички должны находиться на своих местах. Где находятся таблички у конкретной модели можно уточнить через интернет, либо у авторизованного дилера. На них не должно быть следов переклейки или краски — за такое автомобиль могут не поставить на учёт и арестовать до выяснения обстоятельств. Кроме этого, у продавца должны быть на руках документы на машину: СТС, ПТС и договор купли-продажи с предыдущим владельцем или автосалоном. Если вместо оригинала у продавца только дубликат, выданный за пару месяцев до продажи, стоит насторожиться — есть вероятность, что мошенники пытаются продать угнанный автомобиль.
Проверка VIN-кода
После того, как данные владельца и автомобиля проверены, терять бдительность не стоит. В 2020 году в Москве и других городах России покупатели, приехавшие на осмотр автомобилей, столкнулись с подменой VIN-кода. Как это работает: мошенники находят в базе страховых компаний автомобиль с похожим годом и пробегом. Объявление публикуют на сайте с заведомо неправильным кодом автомобиля, который не числится в базе страховых компаний как поврежденный или угнанный.
Когда потенциальный покупатель приезжает на осмотр, ему показывают автомобиль с другим кодом, но многие не обращают на это внимание, поскольку мошенники по первому требованию отправляют VIN-код другой, целой машины. Чтобы убедить покупателя, часто подменяют VIN на самом заметном месте — под стеклом со стороны водителя. Перед покупкой важно проверить маркировку на кузове и в других местах — подкапотном пространстве, под пассажирским креслом.
Как определить, красился автомобиль или нет
Большинство автомобилей, не считая сверхдорогие премиальные бренды, окрашивается на заводе с толщиной ЛКП от 80 до 130 микрон. Если показания толщиномера превышают эти значения, с высокой долей вероятности деталь ремонтировалась.
Важно помнить, что толщиномер даёт лишь примерные показания и чудес от этого прибора ждать не стоит. С его помощью невозможно определить качественный ремонт со смывом краски до металла и повторным окрасом по заводской технологии.
Многие сервисы, особенно в крупных городах, научились ремонтировать автомобили «под прибор», и толщиномером такое внедрение определить невозможно. Если по кузовным панелям автомобиль выглядит неплохо, но качество покраски вызывает сомнения, нужно искать дальше. Не лишним будет изучить дверные проёмы.
Как правило, они красятся с толщиной 70 микрон, поэтому любые аномалии на 90-150 микрон — повод для вопросов. Кроме этого, нужно обратить внимание на качество уплотнителей и резинок — если они снимаются легко, значит автомобиль, с высокой долей вероятности, ремонтировался после ДТП. Дополнительно можно проверить сохранность центральных и боковых подушек безопасности. Если владелец категорически против, то, вероятно, ему есть что скрывать.
Проверка пробега и года выпуска
Показания одометра практически на любой современной машине можно изменить. Важно помнить, что пробег дублируется не только в центральных блоках бортового компьютера, но и в блоках зажигания, управления светом и климатом, блоках управления подвеской и много где еще. Если показания расходятся, то самым верным может оказаться наибольшее значение. Определить скрученный пробег непросто, но косвенно на него могут указывать перешитый руль, перетянутый потолок, потертые сиденья и лопнувшая кожа (или порванная ткань) на сиденьях. А если сверить год выпуска автомобиля по документам и стёкла (включая лобовое) можно понять, бывал ли автомобиль в ДТП. Если год выпуска стёкол и автомобиля совпадает, то машина, вероятно, не попадала в серьёзные аварии.
Диагностика в профильном сервисе
СТО, в которых работают специалисты по одной-двум маркам автомобилей, почти всегда лучше подходят для диагностики автомобиля. Важно помнить, что экспресс-диагностику перед покупкой лучше не делать — на проверку автомобиля по всем параметрам может потребоваться два-три часа, и если собственник будет торопить или настаивать на заключении сделки, значит дело нечисто. Мультибрендовые сервисы для таких проверок использовать не рекомендуют — подготовка мастеров может оказаться заметно ниже, а некоторые тонкости моторов или особенности АКПП могут быть им незнакомы. Главное правило самостоятельного осмотра таких автомобилей — машина должна запускаться «на холодную» и работать без посторонних механических звуков. Печка должна греть, климат — охлаждать.