Нет химии: 6 фатальных ошибок при замене масла, которые убивают двигатель раньше срока

Часто водители пренебрегают своим отношением к замене масла, считая это рутинной процедурой. Однако от масла напрямую зависит пробег двигателя и наличие (или отсутствие) хорошего настроения у владельца машины

Ошибка № 1 — случайные связи

Перед выпуском в серийное производство каждый двигатель проходит специальный цикл испытаний. На заводе замеряют его мощность, надёжность и лишь затем отправляют на конвейер. Одновременно с производством начинают закупки тысяч тонн фирменного масла, которое подходит только определённому типу двигателей. Неслучайно крупные бренды, например, «Мерседес», «‎Тойота» или «‎Хонда», выпускают собственное масло. Оно оптимально для двигателя по всем параметрам: в нём достаточно фирменных присадок, нужная вязкость, специально подобранный состав антифрикционных добавок.

Пока автомобиль на гарантии, заливать другое масло не получится: этот процесс контролирует дилер. Но после того как гарантия истекла, владельцы начинают подбирать масло если не наугад, то почти всегда без тщательных раздумий. Одной из самых частых причин поломок двигателя становится нарушение заводских допусков: значений вязкости и количества добавок, которые защищают мотор во время работы. Случайные покупки моторного масла стоит исключить — его нужно подбирать так, как рекомендовал завод, и не заниматься самодеятельностью в надежде, что и так сойдёт.

Ошибка № 2 — стремление сэкономить

Топовые производители моторных масел и компании при крупных автоконцернах неслучайно продают свои продукты по цене выше рыночной. Они почти всегда уверены, что залитое в двигатель масло отработает весь срок как положено и не даст мотору погибнуть. Сэкономить на покупке фирменного масла можно двумя путями: договориться о скидке и попасть на работу к официальному дилеру, чтобы покупать расходные материалы по себестоимости. В других случаях экономить не стоит: сервисмены и специалисты по ремонту ДВС утверждают, что 10 тыс. км пробега на масле с плохими очищающими и защитными свойствами достаточно, чтобы деформировать стенки цилиндров. Зимой этот показатель снижается до 5 тыс. км.

Ошибка № 3 — бездумная покупка

Если решение о покупке оригинального масла принято, а в профильном сервисе вас уже ждут, то самое время подумать, как и где его покупать. Совершенно точно не следует делать этого на рынке: риск приобрести контрафакт в таких местах значительно выше. Чтобы не купить поддельное масло, стоит обратить внимание на четыре важных момента:

  • Масло должно поставляться в фирменной упаковке. Никаких разливных канистр, даже если на такую жидкость дадут чек.

  • Защитные голограммы должны быть чёткими, иметь текстуру и ровный рисунок. Увидели, что изображение «поплыло», — у вас в руках контрафакт.

  • QR-код должен быть на каждой оригинальной коробке с маслом. После сканирования браузер телефона должен направить вас на официальный сайт производителя. Сайты мошенники тоже научились подделывать, поэтому его адрес будет не лишним сверить.

  • Покупать масло нужно только в официальных магазинах и расплачиваться за него желательно  картой. Обязательно сохраните чек. Если масло окажется поддельным, а мотор заклинит, через суд можно заставить магазин оплатить покупку нового мотора или новой машины.

Ошибка № 4 — слепое доверие

Реальность такова, что, даже если соблюдать осторожность и все рекомендации, можно столкнуться с некачественной заменой масла. Во всём виноват человеческий фактор: мастера в noname сервисах часто грешат мелким воровством и забирают качественное масло у клиентов для замены в собственных автомобилях. Весь процесс замены масла нужно контролировать, чтобы удостовериться в добросовестной работе. В некоторых сервисах (особенно это касается придорожных СТО) часто вообще не меняют масло, а доливают остатки от предыдущих клиентов. Проверить свежесть масла просто. Достаньте масляный щуп, оцените цвет и структуру жидкости. Новое масло будет коричневым и полупрозрачным, а отработка всегда почерневшая.

Ошибка № 5 — всегда менять только масло

В «‎нулевых» в России родилась байка, согласно которой при замене масла не нужно менять ничего, кроме самого масла, — ни масляный фильтр, ни другие компоненты системы. Проблема в том, что это не более чем миф: вместе с маслом обязательно надо менять масляный фильтр (который нужно покупать так же внимательно, как само масло), фильтр топливный (если только он не встроен в бензонасос), воздушный фильтр и в зависимости от пробега свечи зажигания. Последние особенно сильно влияют на стабильность холодного пуска зимой и быстро изнашиваются, попутно выводя из строя модуль зажигания.

Ошибка № 6 — смотреть только на одометр

Распространённая ошибка — менять масло строго по достижении определённого пробега. Для новых автомобилей интервал замены масла составляет 10–15 тыс. км, для автомобилей с пробегом — примерно 7–8. Но проблема в том, что современные автовладельцы забывают про мото-часы — общее время, которое мотор работает на холостых оборотах и в дороге. Чтобы понять, сколько в среднем мото-часов работает двигатель, нужно посчитать среднее время прогрева и дороги за день. Производители двигателей рекомендуют менять масло каждые 2 тыс. мото-часов, а зимой лучше «‎располовинить» этот интервал. Если лень считать мото-часы, то можно принять для себя контрольную цифру в 5 тыс. км пробега. Для мощных автомобилей с турбированными моторами этот показатель ещё ниже: 3–4 тыс. км.

8 февраля 2022Темы: автомобиль