Учитывайте тип тормоза
Тормозные системы бывают двух видов — барабанная и дисковая. Оба типа работают по одному принципу, останавливая машину за счёт силы трения. В первом случае трение создаётся между колодками и внутренними поверхностями барабана, а во втором — между колодками и поверхностью диска. Если в вашем автомобиле установлены барабанные тормоза, вам нужны колодки дугообразной формы, если дисковые — прямые.
При этом тормозные колодки необходимо менять парами — обе передние или обе задние. Учтите, что передние и задние колодки отличаются габаритами: из-за того, что на передние тормоза приходится в среднем в два раза больше нагрузки, они всегда большего размера.
Определитесь с категорией качества
Колодки I категории производятся специально для поставки в сборочный цех завода — изготовителя авто. Они должны строго соответствовать всем стандартам и требованиям. Несмотря на то что их предназначение — установка в новые автомобили на заводах, часть таких колодок оказывается и в розничной продаже. Они имеют лучшее качество из всех трёх категорий и наиболее высокую цену.
Колодки II категории производятся целенаправленно для розничной продажи на рынке. Качество колодок высокое, но уступает колодкам I категории, а разница в цене составляет 30–70%. Чтобы достичь удешевления, производителям приходится заменять некоторые компоненты в составе фрикционного материала.
Колодки III категории тоже производятся специально для продажи, но уже на развивающихся рынках. Производители используют дешёвые материалы и не всегда контролируют качество. Зато стоимость может быть на 80% ниже, чем у колодок I категории.
Выбирайте состав фрикционного материала в зависимости от потребностей
Полуметаллические колодки состоят из металла на 50–70%. Они надёжны, выдерживают высокие температуры, а потому являются идеальным вариантом для быстрой езды на трассе. Из минусов: не подходят для низких температур, сильно шумят, быстро изнашивают тормозную систему.
Низкометаллические колодки состоят из металла уже на 15–30%. Как и полуметаллические, они обеспечивают эффективный теплообмен, не перегреваются, но в отличие от полуметаллических подходят для езды по городу. Из минусов: сильно пылят и шумят.
Органические колодки состоят из углерода, смолы, резины, графита, кевлара, стекла. Доля металла находится в пределах 15%. Такие колодки не шумят, не способствуют изнашиванию тормозной системы и прекрасно подходят для езды со средней скоростью. Из минусов: быстро выходят из строя, сильно пылят, не выдерживают высоких температур.
Керамические колодки — самый оптимальный, но и самый дорогой вариант. Они состоят из специальных керамических волокон и цветных металлов, обеспечивающих износостойкость и при высоких, и при низких температурах, а также в условиях повышенной влажности. Такие колодки используются, как правило, в авто премиум-класса.
Посмотрите на коэффициент трения и температуру
У тормозных колодок две основные характеристики — это рабочая температура и коэффициент трения. Чем выше рабочая температура колодок и чем выше коэффициент трения, тем большую скорость вы сможете развивать.
Рабочая температура варьируется от 300–350 °С для спокойной езды по городу до 750–900 °С для агрессивной спортивной езды. Для обозначения рабочей температуры используется специальная маркировка: чёрный цвет — до 400 °С, зелёный — до 600 °С, красный — до 750 °С, жёлтый и синий — до 900 °С, оранжевый — до 1000 °С.
Для спокойной езды по городу достаточным является коэффициент от 0., 25 до 0,35, для скоростной езды — от 0,5 и выше. Коэффициент трения указывается прямо на колодке двумя латинскими буквами: первая указывает на значение коэффициента при охлаждённой тормозной системе, вторая — при разогретой. Каждой букве соответствует определённый диапазон значений: С — менее 0,15; D — от 0,15 до 0,25; E — от 0,25 до 0,35; F — от 0,35 до 0,45; G — от 0,45 до 0,55; H — от 0,45 до 0,8.
ВАЖНО! Правило «больше — лучше» ни для рабочей температуры, ни для коэффициента трения не работает: спортивные колодки (высокая температура, высокий коэффициент трения) в городских условиях абсолютно бесполезны, поскольку для качественной работы должны быть хорошо прогреты, что с учётом скоростного режима в населённом пункте просто невозможно.
Проверьте наличие датчика износа и его тип
Датчики износа сигнализируют о необходимости замены колодок и бывают двух видов — механические и электронные.
Механический датчик подходит только для дисковых тормозов и по своей сути является пластиной, которая крепится к основанию колодки перпендикулярно к тормозному диску. Как только колодка изнашивается, пластина соприкасается с диском и издаёт звук, сигнализирующий о необходимости замены. Риски: потеря датчика и ложные сигналы из-за налипшей грязи.
Электронные датчики представляют собой электрическую цепь, сигнализирующую о необходимости замены колодок при помощи специальной лампочки на панели приборов. Внешние электронные датчики посылают сигнал только тогда, когда фрикционная насадка уже максимально стёрта; легко поддаются замене. Интегрированные электронные датчики посылают два типа сигналов: жёлтое свечение лампочки, когда колодка стирается частично, и красное, когда она изнашивается полностью. Риски: ложные сигналы при повышенной влажности.
Как видите, в формуле идеальных тормозных колодок не так много переменных. Подойдя к этому вопросу со всей ответственностью и вниманием, вы точно сможете определиться с выбором и совершите покупку, которая прослужит вам не один год.