Автопарковщик. Начало
Серийный автопарковщик дебютировал в 2003 году на гибриде Toyota Prius для японского рынка. И хотя система собрала немало оваций (журнал Time даже назвал «автопилот» изобретением года), революции она не совершила. Траекторию движения «Приуса» нужно было задавать вручную при помощи виртуальных стрелок на экране. И только затем автомобиль, «опираясь» на камеры и датчики в бамперах, начинал самостоятельно вращать руль.
Следующий большой шаг в развитии парковочных автопилотов сделал Volkswagen. В 2006 году немцы начали оснащать компактвэн Touran системой Park Assist. В отличие от японской разработки, она не требовала от водителя указания траектории, а полностью полагалась на ультразвуковые датчики по периметру кузова. Однако корректность работы также оставляла желать лучшего.
Широкое распространение
Фактически парковочные автопилоты превратились из имиджевой опции в полезный прикладной инструмент лишь к началу десятых. Производители научили электронику не бояться тесных пространств (до полуметра к длине кузова), парковать автомобиль не только параллельно, но и перпендикулярно. А в редких случаях и вовсе справляться с задачей без водителя за рулём. Дебютировавшую в 2015-м «семёрку» BMW в кузове G12 можно припарковать с помощью кнопок на ключе-брелоке.
Как это работает?
Принцип действия парковочных автопилотов более-менее одинаков. А разница между системами премиальных и сравнительно доступных массовых моделей (к примеру, автопарковщик нередко встречается на Ford Focus и Skoda Octavia, достаточно популярных в службе такси) — в нюансах. Вот из каких компонентов состоит любой парковочный ассистент:
ультразвуковые датчики,
выключатель,
электронный блок управления,
исполнительные устройства.
После активации водителем системы автоматической парковки (обычно это нажатие кнопки) ультразвуковые датчики по периметру автомобиля начинают сканировать окружающее пространство. Блок управления принимает сигналы от датчиков и преобразует их в управляющие воздействия на исполнительные устройства — коробку передач, электроусилитель руля и тормозную систему.
Нюансы и выводы
Современные системы автоматической парковки умны и проворны. Ассистенты способны самостоятельно найти слот и припарковать машину — как параллельно, так и перпендикулярно дороге. Однако до уровня опытного водителя электронике ещё далеко. Даже в тепличных условиях, когда свободного пространства с избытком, на выполнение манёвра у автопилота уходит минимум 40 секунд — в несколько раз больше, чем требуется человеку.
Есть и другие минусы. Большинство парковочных ассистентов не готовы к внештатным ситуациям. К примеру, если во время манёвра на месте предполагаемой парковки появится человек, автопилот в лучшем случае остановит машину и отключится. В худшем дело закончится наездом. Загрязнённые или покрытые мокрым снегом датчики зачастую работают некорректно. Наконец, парковочный автопилот — «лишняя» высокотехнологичная опция, которая может потребовать серьёзных вложений при поломке.
Учитывая все эти обстоятельства, заказывать подобного ассистента имеет смысл лишь неопытным водителям. Но даже в этой ситуации рассчитывать придётся в первую очередь на себя.
Хотели бы вы иметь в машине парковочный автопилот?