Напомним, что осенью 2022 года в российских правилах дорожного движения появилось понятие «средство индивидуальной мобильности», или СИМ. Это транспорт, который имеет одно или несколько колёс (роликов), предназначенный для индивидуального передвижения человека за счёт использования одного или нескольких двигателей. В группу СИМ входят: электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколёса и иные аналогичные средства с мощностью моторов меньше 250 Вт.
После того как средства индивидуальной мобильности появились в законе, потребовалось ввести для них стандарты. Первый национальный стандарт для СИМ получил название ГОСТ Р 70514–2022 «Электрические средства индивидуальной мобильности. Технические требования и методы испытаний». Официальная дата его введения в действие — 1 февраля 2023 года. Если продукция будет соответствовать ГОСТу, то производители смогут делать соответствующие пометки на упаковке или в рекламе (но при этом сами требования не будут обязательными).
Какими должны быть электросамокаты по ГОСТу?
Чтобы электрический самокат или любое другое СИМ соответствовало национальному стандарту, он должен:
— Не разгоняться быстрее 25 км/ч.
— Иметь возможность двигаться в медленном режиме со скоростью не более 8 км/ч. При движении задним ходом скорость ограничена 6 км/ч.
— Должна быть предусмотрена возможность определения местоположения (нужно для движения в зонах с ограничением скорости для СИМ, например в парках).
— Иметь переднюю фару и звуковой сигнал при движении задним ходом (если предусмотрено конструкцией).
— Должна быть предусмотрена возможность установки замков или электронных средств управления (в качестве противоугонной защиты).
— При наличии систем самобалансирования в случае неисправности должен быть предупреждающий сигнал (визуальный, звуковой или при помощи вибрации).
«ГОСТ Р 70514–2022 предписывает, что ЭСИМ, а также устройства хранения энергии (например, батареи) должны быть спроектированы и сконструированы таким образом, чтобы исключить любой риск возгорания и механического повреждения в результате прогнозируемого ненормального использования», — заявили в «Росстандарте».
Отметим, что, по данным ТАСС, за первые девять месяцев 2022 года в России произошло 838 ДТП с участием СИМ. Наибольшее количество аварий с участием СИМ произошло в Москве (198), Санкт-Петербурге (116), Краснодарском крае (53), Тюменской (45) и Нижегородской областях (39).
ПДД для электрических самокатов и моноколёс
С 1 марта 2023 года водители электросамокатов и прочих СИМ при движении по дорогам должны будут соблюдать следующие правила дорожного движения вне зависимости от того, соответствует их транспортное средство ГОСТу или нет:
— Скорость не более 25 км/ч.
— Движение по правому краю дороги разрешено только для водителей старше 14 лет.
— Движение по правому краю дороги допускается только в случае, если максимально разрешенная скорость для автомобилей не превышает 60 км/ч.
— При наличии велосипедной дорожки, обочины или тротуара двигаться следует по ним.
— Если водитель СИМ создаёт помехи пешеходам, то он обязан прекратить движение или снизить скорость.
— Для выезда на правый край дороги СИМ должно быть оборудовано звуковым сигналом, световозвращателями белого цвета спереди, оранжевого или красного цвета с боковых сторон, красного цвета сзади, фарой (фонарём) белого цвета спереди.
— При пересечении перекрёстков водители СИМ должны придерживаться правил, которые распространяются на велосипедистов.
При нарушении ПДД водитель СИМ с 1 марта 2023 года может быть оштрафован по статье 12.29 КоАП: 800 рублей или 1 000–1 500 рублей в том случае, если обладатель электросамоката был в нетрезвом состоянии. Кроме того, будет штраф за создание помех для автомобилей (ч. 1 ст. 12.30 КоАП, 1 000 рублей).