Медиа Про

Журнал про
работу на себя

5 ошибок, которые лучше не допускать в работе на себя

28 марта 2023

Никита Филиппов, автор

28 марта 2023

Учиться на ошибках нормально, а учиться на чужих ошибках — ещё лучше. В работе на себя каждый недочёт может сказаться на доходе, поэтому надо узнать про подводные камни ещё на берегу. Этим и займёмся: собрали пять ошибок начинающих.

Ошибка № 1: не составлять бюджет

В найме человек чётко понимает, когда и сколько получит денег. Он может спокойно планировать бюджет на несколько месяцев вперёд. В работе на себя всё сложнее: в первый месяц можно заработать 100 000 рублей, во второй — 40 000 рублей, а в третий — 60 000 рублей. При этом привычные расходы останутся на прежнем уровне: нужно платить за продукты, бензин, учёбу детей и остальное. 

Чем это грозит. Без чёткой структуры бюджета человек не готов к непредвиденным обстоятельствам. Например, если он не сможет работать полмесяца, то и получит примерно половину дохода — и придётся в чём-то ужаться.

Как не допустить. Нужно планировать бюджет. Есть простой способ распределения доходов: 50% — на потребности вроде коммунальных платежей и продуктов, 30% — на себя, например, спортзал, кино или новую одежду, 20% — на сбережения. Именно сбережения спасут вас, если будет неудачный месяц. Если все месяцы удачные, можно вложить часть денег из копилки в свое дело. Например, курьер может купить удобные кроссовки или новый велосипед, а таксист — более мощный смартфон.

Ошибка № 2: не планировать график

Когда человек только начинает самостоятельно выстраивать свой график, ему может быть непросто соблюдать баланс отдыха и работы — хочется уделять больше времени семье и любимым делам, а работать поменьше. 

Чем это грозит. Без чёткого разграничения на рабочее время и отдых человек начинает хуже работать — это влияет на качество работы, а значит, и на доход.

Как не допустить. Планировать график на месяц вперёд. Продумайте, в какие дни будете работать, а когда отдыхать, — и составьте расписание. Например, если цель — 60 000 рублей за месяц, а доход за восемь часов работы — 3 000 рублей, можно работать 20 дней в месяц. Оставшиеся 11 выходных — время, которое можно распределить на что угодно.

Ошибка № 3: сразу уйти с основной работы

Многие начинают карьеру в найме, а потом решают попробовать работать на себя. В таком случае, как бы ни хотелось скорее уйти и начать что-то новое, торопиться не стоит — можно пожалеть. 

Чем это грозит. Есть два риска. Во-первых, новая работа может не подойти, а обратного пути нет. Во-вторых, работа на себя не сразу приносит стабильный доход — нужно время, чтобы освоиться и закрепиться.

Как не допустить. Лучший вариант — начать с подработки. Например, если хотите стать таксистом или курьером, можно попробовать себя в коротких сменах на выходных или после работы. Если не понравится, можете спокойно отказаться от этой затеи и поискать что-то другое.

Ошибка № 4: не обращать внимания на рейтинги и отзывы

На сайтах объявлений, в сервисах и на маркетплейсах обычно есть рейтинги и отзывы про товары и услуги. Для ваших потенциальных клиентов они очень важны: люди доверяют опыту других людей. Поэтому отзывы напрямую влияют на доход: чем больше положительных оценок, тем больше к вам будут обращаться — и наоборот.

Чем это грозит. Всё просто: плохие отзывы — меньше клиентов, а значит, меньше доход. Если с плохими оценками ничего не делать, со временем вы потеряете репутацию и не сможете брать больше заказов и увеличивать их стоимость.

Как не допустить. Изучите, как устроен рейтинг или как работают отзывы в вашей сфере, и узнайте, как на них повлиять. Например, если вы починили клиенту компьютер, хорошая идея — деликатно попросить его оставить отзыв на сайте объявлений. Ну, а настоящий залог успеха — качественно выполнять заказы, чтобы люди сами рекомендовали вас знакомым и друзьям.

Ошибка № 5: не соблюдать деловой этикет

Важный стандарт сервиса — вежливость и этикет. Это признак профессионализма и шанс получать больше чаевых. Например, не стоит обращаться к клиенту на «ты» или как-то ещё нарушать его личные границы. 

Чем это грозит. Даже если вы отлично знаете своё дело, плохой сервис скажется на впечатлении клиента — отсюда плохие оценки и низкий рейтинг. 

Как не допустить. Узнайте, какие правила делового этикета действуют в вашей сфере, и соблюдайте их. Помните: пассажир в такси, адресат в доставке или заказчик на бирже фриланса — ваш клиент, который платит не только за услугу, но и за её качество.

Вопросы автору
Когда вы отправите нам вопрос, он попадёт на модерацию. Автор ответит на него в течение 3-х дней. Вопрос и ответ будут видны под статьей. Мы стараемся отбирать самые интересные вопросы, чтобы ответить на них в первую очередь.

Напишите ваш вопрос

Evgen

8 апреля 2023 года

Работаю в тарифе Эконом несколько лет, и вот парадокс, чем вежливей общаешься с клиентом сервиса и стараешься «заработать» оценку услуги, тем ниже становится рейтинг! Когда едешь без «прогиба», просто, как ехал бы один, рейтинг растёт- как так?)

Денис Смольянов

автор

10 апреля 2023 года

Вежливое общение с пассажирами — это очень важно. Однако если пассажир не начинает с вами беседу, то не вступайте с ним в диалог. Просто поздоровайтесь, уточните конечную точку и совершите поездку.

Ещё по теме

Яндекс Лавка изнутри: как доставка продуктов от 10 минут стала реальной

По часам: как устроен день сборщицы заказов Лавки

Такси как вдохновение: о чем написал книгу водитель-партнёр

Как работать на себя: 5 идей, которые подойдут и студентам, и пенсионерам

Быть курьером значит всегда быть в движении: истории курьеров 60+

«Можно заработать 120 тысяч рублей в месяц». Секреты опытных водителей